Получи документы

Консультация для родителей и педагогов «Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания в семье»

Лидия Иванова
Консультация для родителей и педагогов «Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания в семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Отклоняющееся поведение ребенка

Как следствие неправильного воспитания в семье

Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик

И. В. Гете

Что ребенок говорит на улице – это разговор отца или матери дома

Восточная мудрость

Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания в семье“» размещена в разделах

Неблагоприятная семейная атмосфера и жизненные условия, а также ошибки в семейном воспитании укрепляют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру, что приводит к значительным отклонениям в формировании его личности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения. Первоначально они не имеют ярко выраженного характера и не тревожат родителей. А замечая отрицательные проявления в поведении ребенка, родители не придают им значения, полагая, что ребенок еще мал и нечего не понимает. Подрастет – научится и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющиеся в виде различных отклонений в поведении. Происходящие в ребенке перемены родители начинают замечать только тогда, когда он становится неподатливым к педагогическим воздействиям не только в семье, но и за ее пределами, то есть становится трудно воспитуемым. Глубина и стойкость отклонений в поведении дошкольника, младшего школьника и подростка различны. Дело в том, что длительность накопления отрицательного опыта у подростка значительно больше, чем у младшего школьника, тем более у дошкольника. Поэтому отклонения в поведении подростка в процессе длительного и многократного повторения приобретают прочность, становятся привычными и преодолеваются труднее, чем у детей младшего возраста. Чем раньше у ребенка будут обнаружены отрицательные привычки, чем своевременнее они будут преодолены, тем вероятнее конструктивное исправление недостатков в поведении.

Нарушениями поведения, или социальной дезадаптацией, называются такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально неодобряемых форм поведения. При этом разновидности отклоняющегося поведения детей следует различать в зависимости от их социальной опасности, а также от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.

Отклоняющееся поведение ребенка

Непослушание

Детский негативизм Девиантно-

Деликвентные

Формы

поведения

Шалость Капризы Аддиктивное

поведение

Озорство

Упрямство Уход в деструктивные

Религиозные

секты

Проступок Своеволие Уход из

дома

Недисциплини-

рованность Аутоагрессивное

поведени

Непослушание и его разновидности

Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления просьбам, советам родителей, нравственным нормам общественного поведения. Чаще всего проявляется в виде шалости или озорства, а иногда может вылиться и в проступок.

Шалость – такая разновидность отклоняющегося поведения, которая проявляется как веселая проказа, забава или проделка ребенка, в которых ярко выступают его активность, инициатива и изобретательность. Чаще всего это краткий, эпизодический отрезок поведения ребенка, в котором отрицательный смысл проступает неявно, поэтому отношение взрослых к подобным проступкам в основном снисходительное, ибо они, как правило, социально безвредны. Обычно ребенок переживает удовольствие от сделанного, не задумываясь о том, какие могут быть последствия его шалостей для окружающих. Для него это игра, слегка переходящая границы приличия, игра «на грани», но сам ребенок это не осознает. Шалость – это такие забавы, в которых он проявляет свою волю и самостоятельность в активном действии, причем, как правило, азартно, а увлечением. При этом сдерживающие механизмы его поведения часто бывают отключены. Именно поэтому многие шалости кончаются печально или перерастают во вредные привычки.

Спектр шалостей довольно широк: от вполне безобидных и невинных (например, спрятать игрушку, спрятаться самому, без спросу включить телевизор, побегать по комнатам) до злых и опасных (намеренная порча вещей, игра со спичками и другими опасными предметами, недобрые шутки над сверстниками). Особенно опасными являются шалости детей по отношению к сверстникам и младшим. Так называемые детские «розыгрыши» могут впоследствии перерасти в патологическую склонность издеваться над человеком.

Шалость, даже самая острая и безудержная, не содержит в себе злого умысла. Но способность к этому умыслу может развиться, если оставлять все шалости без внимания. Поэтому для предотвращения этого перерастания необходимо объяснять детям последствия их шалостей, а в острых случаях прибегнуть к разумному осуждению случившегося, предупредить его повторение.

Озорство – тоже представляет собой эпизод в поведении ребенка. В нем тоже проявляются выдумка, инициатива, активность, однако в отличие от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, умышленно совершает действия, приносящие вред сверстнику или старшим. Цель озорства – досадить, отомстить или получить выгоду для себя. Детские шалости и озорство связаны общей основой часто переходят друг в друга. Различие между ними состоит, прежде всего, в степени доброжелательности детей к другим людям. Кроме того, невинные на первый взгляд поступки со временем могут перерасти в проступки.

Проступок – это уже социально опасное явление, хотя у него можно заметить и много общего с озорством (выдумка, инициатива, самостоятельность, активность ребенка). Как и озорство, проступок – всегда планомерное нарушение требований взрослых, а если и без злого умысла, то с сознанием, пониманием того, что делается плохо. Основное отличие проступков от озорства в их повторяемости и заблаговременной продуманности. Проступки следует отличать от ошибок в поведении, которые всегда случайны и не носят умышленного характера. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания предположить формирование у него отрицательных черт характера.

Проступочное поведение есть не что иное, как внешняя форма проявления тех отрицательных характера, которые свидетельствуют об определенных деформациях личности. Поэтому родители ни в коем случае не должны оставлять без внимания проступки детей. Следует бескомпромиссно просекать действия ребенка, если в них усматривается проступочное поведение.

Формы проявления детского негативизма

Негативизм - выраженное неприятие чего – либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих людей. Негативизм проявляется как форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Это может быть протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб и даже противодействие влиянию взрослых. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками «наоборот»). В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнять просьбу или требования старших, а во втором он поступает противоположным по сравнению с тем, что от него требует взрослый. Негативизм также бывает эпизодическим и устойчивым, который постепенно становится чертой характера.

В отдельных случаях негативизм проявляется как протест против несправедливости взрослых или как реакция на обиду. Чаще всего это случается, когда ребенка повседневно балуют, чрезмерно заласкивают, а потом к нему вдруг начинают предъявлять строгие требования.

У менее энергичных детей негативизм может наблюдаться как реакция на психологическую трудность. Например, непривычное внимание малознакомых людей для многих людей является сверхсильным раздражителем и вызывает состояние заторможенности, из которых их не могут вывести никакие просьбы, а тем более упреки и угрозы, пока не изменится ситуация. Эту заторможенность ошибочно называют упрямством. Негативизм здесь кажущийся: ребенок на время лишается способности выполнять требуемое действие, даже если оно для него привычно и желательно (спеть, прочесть стихи, сказать «спасибо», «простите» и т. д).

К числу наиболее распространенных причин негативизма в первую очередь относятся педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка. Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность.

Проявление негативизма у ребенка должны служить сигналом для родителей о необходимости изменить прежде отношение к нему – в сторону укрепления и развития его самостоятельности.

Следует иметь в виду, что негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.

Капризы – особенность поведения ребенка, выражающееся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Ребенок использует каприз как инструмент в регуляции взаимоотношений со взрослыми. Внешне капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем – либо, тем более он склонен к капризам, и, если ему все – таки удалось добиться своего, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.

Неверная реакция взрослых на капризы детей – наиболее частая причина, из – за которой они повторяются. Причем ребенку не столь важно, чтобы его желания исполняли, важен сам процесс подачи команд и приказов, чтобы все делали так, как он хочет. Его почти не интересует, дадут или не дадут ему предмет его желаний: он просто проявляет свое стремление руководить действиями и поведением взрослых. Капризный ребенок своими командами и приказами утверждает себя.

Капризы могут носить характер случайных, эпизодических проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребенка : выражаются в агрессивности, плаче, шуме и становятся привычкой, чертой личности. В тенденции к капризам в известной мере сказываются некоторые возрастные особенности детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста – неокрепшая нервная система (недостаточная возможность выдерживать сильные или длительные раздражители, преобладание процесса возбуждения над торможением, слабая воля, эмоциональная возбудимость, впечатлительность. И все – таки основная их причина – неправильное воспитание.

Строгой, четкой, пригодной на все случаи жизни методики предупреждения и преодоления капризов нет. Особенно важно исключить из арсенала родителей грубость, резкость, требования, выражающиеся в стремлении «сломить силой».

Как только ребенок начинает капризничать, необходимо постараться отвлечь его от предмета каприза, так взбудоражившего его, причем делать это необходимо ласково, чтобы он чувствовал родительскую любовь и заботу. Однако вознаграждать малыша чем – либо в этом случае нежелательно. Если не удалось переключить внимание ребенка на другой объект, имеет смысл оставить его в покое и сдержанно игнорировать его каприз. Самым эффективными способами «лечения» капризов являются те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что взрослые никогда всерьез не отнесутся к его причудам, будут оставаться спокойными и равнодушными к его поведению, чтобы он не делал.

Главным направлением педагогической деятельности по профилактике капризов на всех возрастных уровнях является укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон общения с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы.

Упрямство – это отрицательная черта детского поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям людей; вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно, не приносит реальной пользы. Иногда проявляется как неадекватное стремление к самостоятельности и независимости своего Я. Некоторые проявления упрямства, так же как и негативизм, выступают в качестве средства психологической защиты, имеют избирательный характер, сказываются только в определенной обстановке (например, дома, но не в школе) и в отношении определенных лиц (например, матери и бабушки, но не отца).

Упрямство бывает стойким и ситуативным. Упрямство в слабой форме может быть всего лишь особенностью поведения, которую нетрудно исправить, а в устойчивых формах оно может привести к формированию социально опасных черт личности. Упрямство в таких случаях проявляется как признание человеком лишь собственного мнения, собственных аргументов и стремление руководствоваться ими в своих действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Первые признаки упрямства могут появиться у трехлетнего малыша, когда ребенок стремится к самостоятельности. Он постоянно твердит: «Я сам», не позволяет одевать себя, хотя еще не умеет это делать самостоятельно, отказывается идти по улице за руку со взрослым. В этот период от родителей требуется большое терпение, чуткость к изменению самосознания ребенка, своевременное переключение его на игру в «большого». В этом возрасте не нужно заострять внимание ребенка на упрямстве, обсуждать его поведение или укорять, а тем более наказывать.

В младшем школьном возрасте проявление упрямства в поведении может быть вызвано чувством обиды, досады, злости, мстительности и выражать протест против несправедливого к нему отношения, против подавления самостоятельности. Для предупреждения развития упрямства младших школьников необходимо разумно сочетать родительскую любовь, заботливость с требовательностью.

В подростковом возрасте, когда происходит переоценка нравственных ценностей и усвоение их на новом, более сложном уровне, вновь возникает опасность развития упрямства.

Причина упрямства как складывающейся черты характера и как формы поведения связана, прежде всего, с неправильным воспитанием. Чаще всего это привычная форма поведения избалованного ребенка, выросшего в атмосфере неразумной любви, захваливания, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его желания, прихоти беспрекословно выполняются.

Упрямство, если своевременно не обратить на него внимания и не принять меры к его преодолению, может стать чертой характера. К тому же упрямство является социально опасной чертой личности, так как порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. Если такие проявления в поведении ребенка при попустительстве родителей еще в дошкольном возрасте из импульсивных реакций переходят в устойчивое состояние, то в последующем деформации личности неизбежны.

Основной путь предупреждения упрямства – правильная организация жизни и деятельности ребенка, здоровая атмосфера и правильные взаимоотношения в семье, спокойная требовательность и устранение избытка внимания к ребенку. Большую роль играют меры, направленные на укрепление нервной системы: соблюдение режима сна, питания, работы и отдыха, устранение обилия впечатлений. Надо всегда искать причины проявляемого упрямства и устранять их. Ни в коем случае нельзя подавлять волевые усилия формирующейся личности, хотя и ложно утверждаемые. Поэтому нельзя прибегать к угрозам, грубому насилию, физическим мерам воздействия.

Способы преодоления упрямства

1. Спокойное игнорирование и отстроченное воздействие за проступки, когда взрослые перестают обращать внимание на упрямого ребенка, воздерживаются от всякого прямого воздействия на него (при условии, если упрямство ребенка не приносит серьезного ущерба его здоровью и не вредит окружающим).

2. Отвлечение внимания ребенка в момент проявления упрямства и переключение его на какое – либо другое занятие.

3. В отдельных случаях полезен метод «естественных последствий», когда ребенок на собственном опыте убеждается в неприятных последствиях своего упрямства, «страдает» от непослушания и своеволия.

4. Можно также пользоваться отсрочкой выполнения требуемого действия – взрослый может заранее предупредить ребенка о необходимости совершить то или иное действие, давая ему тем самым время и возможность психологически подготовиться к этому действию.

5. Немаловажное значение имеет форма обращения к ребенку – тактичная рекомендация, совет, указание на несколько возможных вариантов действия с их сравнительной оценкой, создающих у него иллюзию действия «по собственному желанию».

Своеволие – отличается от упрямства тем, что его основу составляют прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным. Проявляется своеволие большей частью как действие, идущее вразрез или не согласующееся с требованиями, советами, указаниями старших в отсутствии послушания.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении младшего школьника, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства. Вместе с тем своеволие может выступать и как протест ребенка против несправедливости взрослых, прежде всего родителей. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым могут возникать и как результат неправильной реализации ребенком стремления к взрослости, ложного стыда проявить нежность, ласку, послушание. Нередко причинами своеволия становятся несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой, особенно в состоянии физического или умственного переутомления.

Недисциплинированность – проявляется как сознательное нарушение общепринятых норм и правил поведения, игнорирование просьб, советов, указаний и увещеваний взрослых. Недисциплинированность может быть двух видов: злостной и незлостной. К незлостным ситуативным нарушениям дисциплины, как правило, приводят озорство, шалость, наиболее часто встречающихся в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Задача взрослых заключается в том, чтобы своевременно разъяснять детям сущность тех или иных нравственных категорий и норм, которые они смогли бы без затруднений отличать от их антиподов.

Социально более опасными являются злостные нарушения дисциплины. Как правило, они уже не ситуативны и имеют стереотипный характер, становится значительнее их дезорганизующая роль. Такие причины злостной недисциплинированности, как влияние асоциального окружения в микросреде, праздность, безделье, безнадзорность, озлобленность, имеют более ярко выраженную асоциальную направленность. Таким образом, детская недисциплинированность является своеобразной формой перехода от проблемного поведения к социально опасным его нарушениям.

Девиантно - делинквентные формы поведения

Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права. Культуры или морали: это асоциальное поведение, нарушающее какие – то социальные и культурные нормы.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста»Консультация для педагогов и родителей «Кубики, их многообразие и значение в развитии ребенка дошкольного возраста» Кубики – незаменимая во все времена игрушка, позволяющая развивать моторику и воображение ребенка, знакомить его с цветом и формой. Бывают.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы»Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.

Консультация для родителей «Неприличное поведение ребенка» Когда Ваш ребенок грызет ногти, громко и специально чавкает во время приема пищи, перебивает Вас или других во время разговора, можно смело.

Консультация для родителей «Родительская любовь — основа воспитания ребенка» Что бы родители ни делали, они всегда являются авторитетом для своего ребенка. В жизни ребенок воспринимает и любит своих родителей как.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и педагогов «Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания в семье»
Опубликовано: 15 января 2020 в 19:10
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей и педагогов «Отклоняющееся поведение ребенка как следствие неправильного воспитания в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД