Оксана Уварова
Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение выполнять мелкие движения развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма, а не
был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. Изменение неправильного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. В нашем современном мире где присутствуют гаджеты и век информационных технологий возрастает потребность детей в подготовке руки ребенка к письму где наиболее эффективными считают:упражнения на укрепление мышц руки.
Публикация «Консультация для родителей „Готовим руку дошкольника к письму“» размещена в разделах
Упражнения на укрепление мышц руки
• Упражнения с мелким материалом.
Можно во время занятий с ребенком накручивать нитки на моток, нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки
• Различные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Выкладывать узоры из мозайки,конструирование из мелких деталей.
• Закрашивание
Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.
Закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.
• Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.
Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо темным цветом, закрыть окна в домике.
• Срисовывание различных графических образов.
При выполнении этого упражнения необходимо детей настроить на работу тетради в клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Во время рисования картинки должны точно срисовываться.
• Выполнение пальчиковой гимнастики. При пальчиковой гимнастике ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность,гибкость,изчезает скованность движений.
Пальчиковая гимнастика всегда сопровождается с ритмом и приговорками. Примеры пальчиковой гимнастики:
«Здравствуй, детский сад!»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать.
(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Разъединяют пальчики.)
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями.)
«Осень. Признаки осени.»
Если листья пожелтели,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Дождь холодный моросит,
(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)
Птицы к югу полетели,
(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)
Значит, осень к нам спешит.
(Хлопок, кулачок.)
Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
• Стол, за которым ребёнок будет делать уроки, подобран по росту ребёнка;
• Свет при письме падает слева;
• Сидим прямо; голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо;
• Ноги вместе;
• Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см; ребёнку не следует опираться грудью на стол;
• расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см. ;
• тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном влево, тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;
• Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;
• Оба локтя лежат на столе.
Можно заучить маленький стишок и повторять каждый раз перед началом письма (помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника) :
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.
Что важно знать, если у Вас растёт ребё нок леворукий:
• свет должен падать справа;
• тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном вправо.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца. Для этого нужны определё нные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т. д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию.
При подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие. Главное все упражнения делать в игровой форме и конечно чтобы ребенку это приносило удовлетворение.