Наталья Семенова
Консультация для родителей «Готов ли ваш ребёнок к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Школа - это один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого - каторгой. Кто-то обзавелся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя изгоем. От чего же зависит «школьная успешность»?
Публикация «Консультация для родителей „Готов ли ваш ребёнок к школе“» размещена в разделах
Сегодня ведутся споры о том, когда же лучше отдавать ребенка в школу : с 6,6 или с 7 лет? Стоит ли ребенка как-то специально готовить к школе и кто это должен делать: воспитатели детских садов, родители, специалисты?
На вопрос «когда же отдавать ребенка в школу?» есть однозначный ответ - тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок готов к школе, и зависит его успешность в школе.
Что же такое готовность к школе?
Готовность к школе — это не показатель развитости ребенка, это, в первую очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости. Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть готовым к школе. Необходимо исправить формулировку «готовность к школе» на «готовность к обучению».
Готовность к обучению состоит из нескольких компонентов, которые нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность. Назовем эти компоненты так:
«ребенок хочет учиться» (мотивационный компонент).
«ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы, достаточный интеллектуальный уровень развития).
На определенном этапе развития (в основном к 7 годам) на первый план у здорового ребенка выходит познавательный или учебный мотив, у него появляется желание занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Если к этому моменту у ребенка не сформирован отрицательный образ школы, то он хочет пойти в школу. Важно узнать представления ребенка о школе, чтобы понять, почему он туда хочет. Большинство детей отвечают, что там они будут играть на переменах (преобладает игровой мотив); заведут много новых друзей; будут заниматься. Когда ребенок «хочет учиться», в школе его привлекает возможность узнать что-то новое, научиться делать то, что он еще не умеет. Бывают и такие дети, которые вообще понятия не имеют, что они будут делать в школе.
Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее. Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения не достаточно, необходима психологическая готовность.
Простейшую проверку может провести воспитатель, психолог или сами родители :
- выясните, умеет ли будущий школьник заниматься одним делом в течение 20-30 минут.
- правильно понимать с первого раза простейшие задания.
- действовать точно по образцу.
- действовать в заданном ритме и темпе.
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- ориентироваться в понятиях больше-меньше, раньше-позже, сначала-потом и т. д.
- запоминать короткие стихотворения.
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражена в его умении контактировать с другими людьми, соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами.
Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.
При поступлении в школу в трудном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. С тревожными и аффективными детьми психолог детского сада должен работать в союзе с родителями. Уже к 6-6,5 годам возможно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения». Заниматься этим должен только квалифицированный психолог.
Трудно приходиться в школе левшам, гиперактивным и невнимательным, застенчивым и агрессорам. Они требуют особого внимания. Такие дети вряд ли смогу готовить уроки сами, им обязательно потребуется помощь родителей, и родители не должны им в этом оказывать.
В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка, важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.
Что такое зрелость эмоционально-волевой сферы?
Обучаться - это не играть, это значит трудиться. Только очень профессиональный педагог может создать развивающую игровую среду, в которой ребенок будет комфортно обучаться. В большинстве случаев - это постоянная необходимость отложить свое «хочу» и делать то, что «надо». Наличие такой способности, а также возможность ребенка достаточно длительное время удерживать внимание и подразумевает определенную зрелость эмоционально-волевой сферы.
Здесь же можно сказать о готовности ребенка действовать по правилам, усваивать эти правила и подчиняться им как необходимым. Весь школьный режим - это сплошные правила, которые часто не соответствуют желаниям, а иногда и возможностям ребенка, но их выполнение необходимо для успешной школьной адаптации. Школа - это процесс социализации, поэтому успешность ребенка в школе очень сильно зависит от уровня «социального интеллекта» ребенка.
Социальный интеллект - это способность ребенка ориентироваться в социальных ситуациях, его умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками (в группе риска находятся застенчивые, робкие и стеснительные дети).
Успешность адаптации к школе напрямую связана со самостоятельностью ребенка (в группе риска гиперопекаемые дети).
Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и навыков, который тем или иным способом вложили в ребенка. Интеллект - это, в первую очередь, способность использовать свои знания, умения и навыки, а еще конкретнее - способность обучаться. Действительно, дети с большим багажом (хорошо читают, считают) выглядят более успешными в первом классе, но это может быть иллюзией и, когда «запасы» истощаются, ребенок может из успешного превратиться в неуспевающего. И, наоборот, дети, которые не обладают таким багажом, но готовы и могут легко обучаться - с интересом и усердием догоняют, а впоследствии и перегоняют своих сверстников. Многие дети, которые идут в первый класс, не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, большинство детей имеют трудности в сфере мелкой моторики, а ведь первый класс - это письмо и очень большая нагрузка на руку и пальчики. Если ребенок по каким-то причинам не готов к обучению, лучше со школой повременить.
После того, как родители решат, что их ребенок идет в школу, актуальным становится вопрос выбора школы. Многие хотят пойти в престижную школу, ошибочно полагая, что это престижно. Но это еще и очень сложно. Родители полагают, что ребенок средних способностей будет тянуться за более успешными сверстниками. В реальности все оказывается наоборот. И, если еще в начальных классах ребенок очень старается «соответствовать» заданному уровню, то позже, когда заканчиваются силы, пропадает всякое желание учиться. Находясь в условиях постоянного сравнения, при этом не в свою пользу, дети становятся тревожными, неуверенными в себе. Очень важно реально оценивать способности своего ребенка, а среда обучения должна соответствовать его возможностям. Есть золотое правило, которое необходимо помнить: ребенок всегда делает то, что ему нравится, а нравится ему делать то, что у него хорошо получается. Именно тогда он чувствует себя успешным и будет хотеть учиться.
Отдавая ребенка в школу, родители сразу стараются записать его в различные кружки и секции. Музыка, танцы, каратэ. Конечно, всестороннее развитие очень важно, но, несмотря на то, что детям это все нравится, это является дополнительной нагрузкой. Не рекомендуется совмещать начало обучения в школе с какими-либо другими кружками и секциями. Лучше дать ребенку возможность спокойно адаптироваться в новой для него роли ученика и отложить обучение в секциях до следующего года.
Если ваш ребенок идет в первый класс:
1. Формируйте положительный образ школы («узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно: «купим красивый портфель, форму»).
2. Познакомьте ребенка со школой. В прямом смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая, раздевалка.
3. Приучайте ребенка к школьному режиму (потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи).
4. Играйте с ним в школу, обязательно со сменой ролей (он – ученик, вы – учитель и наоборот).
5. Играйте в игры по правилам и учите ребенка не только выигрывать (это они обычно умеют, но и проигрывать (адекватно относиться к своей неудаче, ошибкам).
6. Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о школе, пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим
7. Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении здоровья. Физически крепкому ребёнку гораздо проще переносить психологические нагрузки.
Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш ребенок, зависит, то, как он ее перешагнет.
Удачи и успехов, дорогие родители!