Екатерина Солодкова
Консультация для родителей «Если Ваш ребенок леворукий»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, и, согласно данным ряда психологов, левши могут сталкиваться с особыми трудностями при адаптации к обучению. Какие же проблемы могут ожидать первоклашку-левшу, и как можно помочь ему справиться с ними? А может, стоит переучивать ребенка? Давайте попробуем разобраться с этими вопросами.
Чаще всего леворукие дети сталкиваются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Это связано с тем, что начальной основой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушения или недостатки в развитии зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, которые нередко наблюдаются у левшей, могут приводить к следующим трудностям:
Публикация «Консультация для родителей „Если Ваш ребенок леворукий“» размещена в разделах
1. Проблемы с восприятием и запоминанием сложных конфигураций букв при чтении, что приводит к медленному темпу чтения.
2. Трудности в формировании зрительного образа букв и цифр, включая нарушения соотношения элементов: ребенок может путать похожие по форме буквы и цифры, дописывать лишние элементы или не дописывать необходимые.
3. Сложности в выделении и различении геометрических фигур, что может проявляться в замене схожих по форме фигур (например, круг на овал, квадрат на ромб или прямоугольник).
4. Затруднения при копировании написанного материала.
5. Неустойчивый почерк, проявляющийся в неровных штрихах, больших и растянутых буквах, а также разнонаклонных символах.
6. Зеркальное написание букв, цифр и графических элементов.
7. Очень медленный темп письма, что может затруднять выполнение учебных заданий.
При рассмотрении трудностей, с которыми сталкиваются левши в процессе обучения в школе, нельзя обойти стороной вопрос переучивания леворуких детей. Дело в том, что речь идет не только о ведущей руке, но и о специфической организации головного мозга. В результате переучивания могут возникнуть серьезные последствия.
Во-первых, переучивание может привести к нарушениям темпа и ритма речи. Согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша. Во-вторых, у ребенка могут произойти значительные изменения в эмоциональном состоянии: он может стать вспыльчивым, капризным и раздражительным, а также испытывать трудности со сном и аппетитом.
Со временем могут проявляться еще более серьезные проблемы, такие как частые головные боли и постоянная вялость. В конечном итоге это может привести к развитию невротических реакций, например, нервных тиков, энуреза или нарушению функционального состояния нервно-психической сферы, что может проявляться в виде невроза, например, писчего спазма.
У леворуких детей нередко возникают школьные страхи, такие как боязнь неудач в учебе или страх перед письменными заданиями. Эти страхи часто наблюдаются в семьях, где родители испытывают тревогу по поводу леворукости и считают, что она может стать препятствием для успехов в учебной деятельности.
Важно не пытаться изменить природу ребенка в угоду учителям и родителям. Вероятно, в данной ситуации наилучшим решением будет приспособиться к особенностям леворукого ребенка и оказать ему помощь в адаптации к правоориентированному миру. Это позволит ребенку чувствовать себя более уверенно и комфортно в процессе обучения.
Существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:
1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости.