Альбина Тимирбаева
Консультация для родителей ДОУ «Ребенок и мультфильмы»
▼ Скачать + Заказать документы
Любимое занятие современных детей-это просмотр мультиков. Родителям очень удобно, ребенок вроде при деле, доволен, не пристает с расспросами. А что же смотрят наши дети? И з опыта работы можно сказать, что ребята отдают предпочтение американским и иногда японским мультфильмам, с ярким, выразительным рисунком, динамичным сюжетом, минимальным сопроводительным текстом. "Том и Джерри", "Аладдин", "Чокнутый", "Черепашки-Ниндзя", бесчисленные истории о привидениях, вампирах, взбесившихся роботах и космических захватчиках, всевозможные летающие и ползающие монстры и сильные, непобедимые и жестокие "Благородные" герои. Это на экране. А перед экраном-ребенок. Он впитывает информацию, и она не исчезает бесследно и безвозвратно, а откладывается в памяти в форме ярких зрительных образов (и ребенок с криком просыпается по ночам, в форме образцов поведения (и растет количество драк, конфликтов, проявлений агрессии в отношениях детей. Одновременно исчезает понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Формируется представление о мире как арене борьбы всеми средствами между силами Зла и Добра. Искаженное представление о мире служит опорой для жизни в мире реальном.
Публикация «Консультация для родителей ДОУ „Ребенок и мультфильмы“» размещена в разделах
Функция, цели и восприятие этого "искусства" для детей абсолютно различны для американского и российского зрителя. Там фильмы и книжки подобного рода создаются с запланированным эффектом и требуют заранее сформированного уровня восприятия, причем оценочного, с опорой на имеющиеся у зрителя морально-нравственные нормы и принципы.
В России, в нашей культуре, с давних пор производство и потребление "искусства для детей" несли очень большую воспитательную нагрузку. Книга, мультфильмы и фильмы для детей были призваны пробуждать добрые чувства, объяснять и формировать морально-нравственные нормы, принципы, представления. Ребенку конкретно объясняли, "что такое хорошо и что такое плохо".Неувядаемая классика отечественной литературы и кинематографии была основана на эффективном воздействии на эмоциональную сферу ребенка и обязательно включала объяснения и обоснования действий и поступков героев. Возможно поэтому и смотрятся старые и не очень старые фильмы, начиная со сказок и нравоучительных историй 40-50 годов до относительно недавних простоквашинских историй про Дядю Федора.
Американские мультфильмы для детей не несут никаких воспитательных задач, не имеют цели формирования моральных норм и их объяснения. Все эти качества подразумеваются уже сформированными в ходе воспитания в семье, в детском учреждении-в соответствии с принятыми в обществе идеологическими установками. В задачи искусства это не входит. И смотрятся подобные мультики только в качестве развлекательных или обеспечивающих "замещение" реальных переживаний. Поступки героев практически никогда не объясняются и не мотивируются. На первом месте там действия, их быстрая и динамическая смена, а не чувства и мысли героев. Соответственно у ребенка не возникает и сочувствия, сопереживания им. Зато легко копируются внешние действия, не связанные ни с какими внутренними побуждениями.
Что же делать в сложившейся ситуации? Мы не можем остановить поток "неподходящих" для нашего малыша фильмов с экранов телевизоров, но мы можем подготовить ребенка к их восприятию. Основные рекомендации таковы. Ограничьте время, проводимое ребенком перед экраном. Старайтесь наполнить его жизнь более важными для него вещами: пусть играет, рисует, гуляет, бегает. Читайте ему понятные книжки и объясняйте,что в них происходит. Если ребенок не задает вопросы, то задавайте их сами, обсуждайте, беседуйте, рассматривайте картинки. Если все же ребенок смотрит телевизор-смотрите вместе с ним и начинайте со старых отечественных мультфильмов. Обязательно подсказывайте малышу, что происходит на экране, делайте замечания по поводу происходящего, задавайте вопросы и отвечайте на вопросы ребенка. Когда после этого ребенок начинает смотреть зарубежные мультфильмы-тоже смотрите вместе с ним. Старайтесь обратить его внимание на возможные мотивы действий героев, последствия их поступков, вызывайте сочувствие тем, кому плохо. Сравнивайте эти мультфильмы со знакомыми ребенку отечественными мультфильмами. Это минимальная помощь, которую мы пока можем оказать нашим детям, беззащитным перед потоком свирепости и ужасов, хлынувших на них с экранов телевизоров. Так мы сможем хоть отчасти предупредить возникновение устойчивых агрессивных форм поведения у детей