Екатерина Куприянова
Консультация для родителей «Детско-родительские отношения в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детско-родительских отношения в семье»
Лучший способ сделать ребенка хорошим — это сделать его счастливым
(Оскар Уайльд).
Воспитание - процесс, который помогает ребенку дифференцировать
свои потребности, согласовывать их со своими возможностями и реализовывать их. Гармоничное воспитание способствует удовлетворению всех актуальных на данный период потребностей ребенка, выявлению всех его возможностей и осуществлению их реализации.
Публикация «Консультация для родителей „Детско-родительские отношения в семье“» размещена в разделах
Детско-родительские отношения – семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок.
Во-первых, это взаимосвязанные, но неравнозначные отношения :
1) родителей к ребенку - материнское и отцовское отношение (родительское);
2) 2) отношение ребенка к родителям.
Детско-родительские отношения бывают :
Тирания со стороны родителей. Этот тип отношения характеризуется желанием родителей полностью контролировать жизнь своего чада. Ни о какой любви и заботе тут не может быть и речи – ребенку в любом возрасте нужна толика самостоятельности. Любовь не требует соответствия каким-то нормам и правилам, любят за то, что ты есть, и она всегда поддерживает и помогает. Каким может вырасти ребенок в такой семье? «По образу и подобию» - откуда детям брать пример отношений в семье? Конечно, со своей семьи. Вариантов развития ребенка в такой семье два – первый он сбегает из дома, чтобы навсегда избавиться от давления родителей, а второй – устает бороться и становиться безразличным к жизни.
Амебные. Семьи, где оба родители слабохарактерны тоже не несут ничего хорошего. Родителям нечего дать своему ребенку, и ребенок чувствует свою безнаказанность. В такой семье, наоборот, ребенок может вырасти тираном для своих родителей. Властным, упрямым и уверенным в своей правоте. Что такого ребенка ждет во взрослой жизни? Он станет родителем-тираном…
Партнерские. Один из наиболее оптимальных вариантов развития внутрисемейных отношений. Родители предоставляют своему ребенку пространство для дружбы и саморазвития, отчасти контролируя и советуя при этом правильные выходы из различных ситуаций.
Неэмоциональные. Родители, которые не проявляют никаких чувств по отношению к своему ребенку, им все равно как он растет, что его волнует, чего он боится. Для таких родителей ребенок – проблема. Дети, вырастая из таких семей, имеют два пути: перенять поведения родителей и стать такими же бесчувственными, или же вырасти полной их противоположностью и окружить свою семью заботу и лаской.
Наставнические. Такой вид детско-родительских отношений является самым подходящим для корректного воспитания личности. Внимание, контроль, забота, помощь, обсуждение, игра, свобода – все здесь сочетается в меру. Главное – чувствовать баланс между всеми этими вещами. Такие родители интересуются жизнью и мыслями ребенка, его внутренним миром, его страхами и мечтами, дают ему разъяснения по всем возникающим у него вопросам. Мама и папа в таких отношениях никогда не будут заставлять ребенка жить по своей указке или в соответствии со своими взглядами на мир. Они прилагают все усилия, чтобы их ребенок нашел свой жизненный путь, реализовал себя.
Основные составляющие доверительных отношений между родителями и ребенком
• Принятие ребенка – это когда ребенка принимают полностью – и его сильные стороны, и его слабости. Ребенок на подсознательном уровне, «всеми фибрами своей души» должен чувствовать:
«Меня любят не за то, каким я должен быть, а за то, каков я есть».
Психологи отмечают, что при таком подходе ребенок получает необходимую эмоциональную поддержку для изменения себя и своего поведения. В ситуации принятия
очень важен физический контакт. Специалисты говорят о четырех обязательных объятиях в день (это минимум, который нужно нарушать в сторону увеличения!
Десять заповедей родительства.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь - как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.
4. Не думай, что ребенок твой - он Божий.
5. Не относись к его проблемам свысока.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
8. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Главное средство воспитания ребенка-это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – это вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления, работу по дому, для себя и для всей семьи.