Елена Мягкова
Консультация для родителей «Дети и время»
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь расписана по часам, и этот атрибут времени играет одну из главенствующих ролей в судьбах людей. В давние времена человечество ориентировалось во времени только благодаря солнцу и песку. Современную жизнь сложно представить без часовых стрелок. Именно дню, который отмечают не только часовщики, но и простые граждане во всем мире, и посвящен День тикающих часов.
Публикация «Консультация для родителей „Дети и время“» размещена в разделах
Осенний период не случайно был выбран для празднования, так как именно он навевает философские размышления о сущности жизни. Ежегодно в этот день тикающие часы напоминают о том, что время не стоит на месте. Оно, как и жизнь, двигается вперед, оставляя позади беды, обиды, горесть и злость.
В России этот праздник не получил широкого распространения, но те, кто его отмечает, выкладывают поздравления в социальных сетях и задумываются о времени, как о показателе жизни. В современном мире кварцевые часы начинают вытеснять электронные гаджеты, но многие надеются, что пока тикающие часы существуют, этот философский загадочный день будет праздноваться.
…Тик - звенит будильник на столе, так – подхватывают его трель часы на башне. Часы с завидным постоянством отсчитывают время. Движение стрелок ограниченно двенадцатью делениями циферблата, но в то же время движение стрелок переходит все грани безграничности. Получается, что сами часы, отмеряя миру время, сами остаются вне времени. Прислушавшись к их тик-так-тиканью мы, услышим старинные сказки, красивые песни и необыкновенные мудрости…
С проблемой времени в современном мире, мы сталкиваемся каждый день: уточняя «Какое сегодня число?» - смотрим в календарь, боясь опоздать - постоянно смотрим на часы, иногда забывая, что именно порядок реальных явлений, длительность и скорость протекания, частоту повторений и их ритм необходимо показать и объяснить нам родителям своему любимому ребёнку-дошкольнику.
Процесс знакомства ребёнка со временем и его единицами измерения необходимо осуществлять в строгой последовательности, так как существует определённая система временных эталонов. А дети, воспринимают время опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни. Поэтому развитие восприятия времени формируемое в детском саду в ходе обучения на занятиях, являющееся одной из задач развития ребёнка, необходимо закреплять родителям в повседневных условиях жизни детей дома.
«ДА!», именно сейчас в наш стремительно бегущий век, детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим, ориентироваться времени.
Определять и измерять его правильно называя, а еще важнее чувствовать длительность, чтобы уметь регулировать свою деятельность, планировать её, уметь менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия «его величества времени». Это послужит в дальнейшем развитию у них умения регулировать и планировать свою деятельность и даст возможность развить такие качества личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, которые будут необходимы вашему ребёнку при обучении в школе.
Ко всем этим требованиям, предъявляемым школой необходимо готовиться ещё в дошкольном возрасте. Так как много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых не развиты временные различения : умение не опаздывать, начинать вовремя выполнение работы, работать в одном темпе вместе другими, укладываться в отведенное время, управлять своими действиями во времени.
Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений между людьми. Взрослые - мы все постоянно спешим: опаздываем на работу, решаем важные проблемы, забывая о наших детях, которые пока свободны от этой спешки и пытаются игнорировать её. Так рано утром разбудив малыша в детский сад, каждый из нас старается его поторопить, но в результате ребёнок или игнорирует требования мамы, продолжая играть в понравившуюся игрушку или досматривать любимый мультфильм, или наоборот торопиться и всё делает не так: забывает что-нибудь одеть или одевает неправильно. В результате все нервничают, капризничают, обижаются, а иногда пугаются сложившейся ситуации.
Давайте посмотрим со стороны и поймем, что случилось.
• Во-первых, каждый родитель должен учитывать особенности темперамента своего ребёнка.
Нервная система каждого ребёнка индивидуальна, и в силу её особенное нельзя перестроить скорость движения и восприятие времени одного ребёнка, сделав из мечтательного медлительного малыша-меланхолика, быстрого и активного, подвижного и везде успевающего холерика. Поэтому каждый взрослый должен четко знать какое количество времени необходимо ребёнку, чтобы спокойно собраться утром и прийти в детский сад вовремя.
• Во- вторых, важно, каждый день объяснять особенности распределения времени малышу, указывая какое количество времени он тратит утром на умывание, еду, одевание и поиски нужной игрушки, а потом оказывать необходимую помощь и поддержку обучая перестраиваться с одного вида деятельности на другой.
В дошкольном возрасте чувство времени у детей развито недостаточно и очень часто мы вынуждены торопить их, подгонять и действовать быстрее, не давая им сам насладиться любимой игрой, вкусной едой, общением с близкими людьми и друзьями, овладеть необходимыми умениями (например, самостоятельно одеть колготки). Думая, что они опять забыли о времени и заняты не тем, чем должны.
Поэтому каждый взрослый не должен забывать о необходимости иметь запас времени, для начала дня со спокойной атмосферы, что сбережёт нервы ему и создаст хорошее настроение его ребёнку. Это поможет посещать детский сад безболезненно, то есть без опозданий, которые травмируют детей и мешают им почувствовать себя комфортно ранним утром в группе. Потому что вместо чувства радости от предстоящей встречи с друзьями и любимыми игрушками, опаздывающий ребё нок вынужден сразу переходить к утренним режимным моментам: завтраку или включаться в работу на занятии и испытывать стресс от очередного опоздания.
• В третьих, очень часто ребёнок не понимает спешки взрослых, их желания заставить его бросить интересное для него занятие и заменить его другим. Очень важно в дошкольном возрасте обращать внимание детей на мотивы ваших действий, учить ребёнка расставлять приоритеты, то есть отделять главное и второстепенное.
А это как мы знаем, опять требует определенных усилий со стороны взрослого, именно желание объяснить своему маленькому ребёнку, что вы собираетесь делать, зачем это нужно, что из намеченного является важным делом, а что необходимо сделать срочно и сейчас. Например, сегодня мы оденемся и пойдём по короткой дорожке, потому что осталось двадцать минут, и мы можем опоздать, а завтра, если ты быстро скушаешь завтрак, мы сможем пойти по длинной дорожке и покататься на качелях во дворе. Старшему дошкольнику уже вполне по силам планировать время и очерёдность своих занятий. Но ответственность за выбор пока ещё остается на плечах взрослых и не следует перекладывать вину на своего ребёнка.
• В четвертых, следует оказывать организующую помощь ребенку, то есть иметь режим и расписание дня, которого придерживаются все члены семьи.
Он помогает сохранить здоровье и снимает чувство тревожности, возникающее у детей с неразвитым чувством времени.
• В пятых, не забывайте об изобретениях сделанных людьми, которые позволяют детям понять время : песочные часы, будильник, таймер, календарь.
Уже в дошкольном возрасте следует обращать внимание детей на приборы (часы) демонстрирующие те или иные промежутки времени и их взаимосвязь, это создаёт; наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Рассказывайте о них и учите детей пользоваться этими изобретениями человечества в игре. Например, игра «Что мы успеем одеть за пять минут?», «Список важных дел малыша», «Во сколько игр я успею сыграть в выходной», «Сколько друзей я встречу на прогулке за час».
• В шестых, необходимо учить детей осваивать слова отражающие последовательность времени : год, сутки, сначала, вчера, теперь и т. д.
Знание временных интервалов ребёнком помогают ему понять, о какой длительности говорят, и определить свои действия. Для этого знакомьте с детскими произведениями и стихами о времени.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
• Планируйте свои дела так, чтобы иметь запас времени для
непредвиденных ситуаций.
• Придерживайтесь своего распорядка дня и показывайте это своему ребёнку, стараясь вызвать у него желание подражать вам.
• Разговаривайте со своим ребёнком о Ваших делах и объясняйте, почему Вы считаете одно дело срочным и выполняете его первым, отложив важные дела на другое время.
• Комментируйте ваши действия, учите ребёнка озвучивать последовательность его дел и правильно распределять время.
• Соблюдайте режим дня.
• Планируйте время в форме игры.
• Читайте книги, стихи, загадывайте загадки и учите поговорки о времени.
Тест "Ваши наручные часы могут сказать многое о характере".
Дорогие часы. Если вы носите золотые или другие роскошные часы значит, вы любите и умеете работать, ваша работа вам по нраву. Вы человек организованный и, похоже, добьетесь немалых успехов на выбранном поприще.
Модные часы. Если на ваших часах стоит фирменный знак модельера, дизайнера, стало быть, вы элегантны, аккуратны и любите, чтобы все было на своих местах.
Диковинные часы. Некоторые часы имеют 2 циферблата, другие приспособления, показывают фазы Луны и т. п. Люди, носящие такие часы, как правило, настроены игриво, легко смеются, любят розыгрыши и не спешат расставаться с милыми чертами характера присущими детям.
Часы как украшения. Если вы предпочитаете часы, вмонтированные в браслеты, кулоны, брелоки можно смело сказать, что вы любите окружающих вас людей, новые встречи и. поболтать.
Высокотехнологичные часы. Часы, оснащенные калькуляторами, необычными будильниками, электронными "записными книжками", присущи людям с петельным умом, быстро устающим от однообразной работы, предпочитающим любопытные задачи, любящим поковыряться с техническими новинками.
Часы с римской нумерацией. Вы любите классическую музыку, хорошие рестораны, довольно консервативны, но аккуратны в одежде. Вас отличает пунктуальность и некоторый педантизм.
Часы с отметками вместо цифр. Вы отлично знаете, что хотите от жизни, у вас острый деловой ум. Не так уж легко оказать влияние на ваши убеждения.
Обычные цифровые часы. Вы человек, ищущий и артистичный, всегда придумываете какое-нибудь новое решение старой проблемы. Вы верите, что от быстрых действий больше пользы. Что касается одежды, вы отдаете предпочтение добротности и крепости.
Без часов. Вы легки на подъем и совсем не ленивы. Вас можно отнести к тем людям, которые запросто поднимаются среди ночи - заняться каким-нибудь делом. Вы способны найти самое лучшее решение проблемы.