Пронина Валентина
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Учимся играть правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся играть правильно»
1. Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.
2. Рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет.
3. Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет.
Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки.
Публикация «Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста „Учимся играть правильно“» размещена в разделах
Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близким (синонимы, употребляют обобщающие слова. К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000 – 2500.
Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типична и обратная замена звуков: шапка – сапка, жук – зук и т. д.). У многих детей наблюдается несовершенное произношение сонорных звуков («Р», «Л», что обусловлено недостаточным развитием речедвигательных механизмов. Вместе с тем у детей наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи.
В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться на окончания слов (красный шар, кранная шапка); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).
Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.
Рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет
Расширять словарный запас по лексическим темам: «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Одежда», «Обувь».
• Закреплять в активной речи конкретные (т. е. названия птиц, животных, предметов одежды и обуви и т. д.) и обобщающие понятия (одежда, обувь, фрукты, овощи, птицы, дикие животные и т. д., отличительные признаки тех или иных животных, птиц, предметов, времен года.
• Развивать умение подбирать прилагательные к заданным существительным: яблоко какое? - вкусное, сладкое, сочное и т. д.
• Развивать умение подбирать глаголы к заданным существительным: воробей что делает? - чирикает, летает, прыгает, клюёт и т. д.
• Учить подбирать слова с противоположным значением (подбор антонимов).
Развивать навыки словообразования.
• Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова: яблоко — яблочко, юбка — юбочка и т. д.
• Учить образовывать прилагательные от существительных: суп из овощей — овощной, сок из яблок — яблочный.
Совершенствовать грамматический строй речи.
• Упражнять детей в правильном употреблении существительных множественного числа, именительного падежа: апельсин — апельсины, куртка — куртки.
• Упражнять в правильном употреблении простых предлогов: у, на, в, из.
Развивать связную речь.
• Учить пользоваться распространенными предложениями: У меня красивое белое платье. Маша ест вкусную кашу.
• Учить составлять короткие рассказы (например, о временах года, зимующих птицах по схемам, картинным планам).
• Учить пересказывать короткие тексты.
• Заучивать стихи.
Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать чувство ритма, рифмы, учить подбирать нужное слово в конец стихотворной строки.
• Учить выделять первый гласный ударный звук в словах (Оля, осы, Аня, уши, окна и т. д.).
Артикуляционная гимнастика.
С помощью упражнений артикуляционной гимнастики осуществлять подготовку артикуляционного аппарата к овладению правильным произношением звуков.
Развивать мелкую моторику рук.
Для этого используются пальчиковые игры, массажные шарики, мозаика, шнуровка, бусы и т. д.
Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет
1. Игры на расширение словарного запаса (предметного, глагольного словаря и словаря признаков).
• Игра «Я знаю три слова». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребё нок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец, картошка, помидор;
фрукты — яблоко, банан, груша;
домашние животные — кот, собака, лошадь.
• Игра «Назови одним словом». Взрослый бросает мяч ребёнку называя несколько слов, ребё нок должен дать обобщающее понятие и бросить мяч обратно:
апельсин, яблоко, лимон — фрукты;
волк, лиса, заяц — дикие животные.
• Игра «Какой? Какая? Какое?». Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков и бросить мяч обратно:
апельсин (какой) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.
зима (какая) - холодная, морозная, снежная и т. д.
• Игра «Что делает?». Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:
Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д. ;
Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.
• Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом). Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот) :
Ворона большая, а воробей … (маленький);
Ваня высокий, а Саша … (низкий);
Катя весёлая, а Маша … (грустная);
Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).
2. Игры на развитие грамматического строя речи.
• Игра «Скажи ласково». Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.
• Игра «Скажи иначе». Образовать от существительных прилагательные:
сок из яблок — яблочный;
суп из молока — молочный;
компот из ягод — ягодный;
стол из стекля — стеклянный.
• Игра «Один — много». Образование формы множественного числа существительных:
мяч — мячи;
птица — птицы;
груша — груши.
• Игра «Посчитай». Ребё нку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:
один мяч, два мяча …. пять мячей;
одно яблоко, два яблока …. пять яблок.
3. Игры на развитие связной речи.
• Игра «Придумай предложение». Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:
апельсин — Маша ест апельсин;
ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.
• Игра «Большое предложение». Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:
апельсин — Девочка ела апельсин.
Какая девочка ела апельсин? - Маленькая девочка ела апельсин.
Какой апельсин ела маленькая девочка? - Маленькая девочка ела вкусный апельсин.
4. Игры на развитие фонематического восприятия.
• Игра «Какой первый звук в слове?». Ребё нку предлагается опредлить начальный ударный гласный звук в слове:
Оля — первый звук «О»;
Аня — первый звук «А».
• Игра «Придумай слово на звук.». Взрослый предлагает ребё нку придумать как можно больше слов на заданный звук:
А — Аня, арбуз, ананас и т. д. ;
У — утка, улитка, улица и т. д.
5. Игры на развитие мелкой моторики.
• Пальчиковые игры. Например:
Апельсин
Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
• Мозаика, шнуровка, бусы, конструктор.
• Игра «Золушка». Ребёнку предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т. д.