Мария Талабаева
Консультация для родителей «Дефекты речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Неясная или запинающаяся речь, картавость, шепелявость и другие трудности речи часто встречаются между двумя и пятью годами, когда дети учатся говорить и выражать себя в словах. В большинстве случаев это проходит, если жизнь ребенка протекает в здоровой, счастливой и спокойной обстановке.
Однако от 5 до 7% детей не избавляются от своего дефекта речи. И только в небольшом числе случаев это связано с физическими причинами, например, плохим слухом, «волчьей пастью», последствиями церебрального паралича или других серьезных заболеваний, перенесенных в младенчестве. Многие нарушения речи возникают, когда ребенок учится говорить. И если родители и воспитатели понимают, как лучше помочь ему в этом, многих дефектов речи можно избежать.
Публикация «Консультация для родителей „Дефекты речи“» размещена в разделах
Для того чтобы произнести единственное слово, согласованно двигается почти сотня мышц. Эта мышечная активность в основном неосознанная. Ребенок не может исправить какую-то ошибку в произношении просто по указанию. Когда его прерывают, заставляют повторить слово, наказывают, стыдят, то тем самым делают его более неуверенным и беспокойным. Ровное, терпеливое исправление ребенка по-могает ему осознанно произвести действия, которые улучшат его речь. Дети учатся говорить, имитируя окружающих. Многие вырастают с неясной речью, гнусавым голосом или придыханием в результате подражания находившимся рядом с ними взрослым, которые страдали такими же дефектами. Родители помогут своим детям выработать ясную речь и приятный голос, разговаривая с ними четко, ровно и не торопясь.
Шепелявость и картавость являются обычно языком малышей, оставшимся с младенчества. Некоторые дети дольше осваивают определенные согласные звуки и заменяют их более легкими. Ребенок может также сюсюкать по другим причинам: с ним долго обращались как с малышом, умилялись его искаженным словам, или он ревнует к ново-рожденному брату или сестре. Когда ребенок с такой речью пойдет в школу, другие дети могут смеяться над ним. Поэтому еще до школы необходима консультация логопеда.
Родители обычно не осознают, как часто они невнимательны к ребенку, пытающемуся что-то рассказать, как они прерывают его или заканчивают фразу за него. Малыш, который боится, что его не дослушают, раскритикуют или не одобрят то, что он собирается сказать, начинает запинаться. Ребенок может заикаться только из-за того, что не находит нужного слова или не может его произнести. В три-четыре года мысли и вопросы приходят быстрее, чем
их можно выразить.
Ребенок иногда заикается, если, рассказывая что-то, боится, что будет за это наказан или огорчит мать, или его заставляют рассказать подробно о каком-то несчастном случае, сильно потрясшем его.
Иногда обнаруживается, что у заикающихся детей был несчастливый опыт, связанный с органами речи : например, малыша силой кормили, наказывали за сосание пальца, шлепали по рту.
Некоторые эмоциональные ситуации, напрямую не связанные с речью или ее органами, могут также способствовать заиканию. Часто за заиканием ребенка кроется напряжение, беспокойство, слишком строгое или, наоборот, излишне опекающее отношение со стороны родителей. Бес-покойство ребенка, неуверенного в отношениях между родителями, может проявиться в речевых трудностях.
Многие дети заикаются только в определенных ситуациях, например, когда их вызывают к доске, когда они говорят по телефону или с незнакомыми людьми. Ребенок может заикаться, говоря со взрослыми, или только с одним из родителей, или когда сердит. Другой, наоборот, может говорить гладко, только когда сердится.
Раннее заикание может со временем пройти, по мере того как ребенок будет свободно произносить больше слов. Родители должны стараться избегать причин, вызывающих у малыша напряженность, спешку, волнение, следить, чтобы он больше отдыхал и давал выход своей энер-гии. Они также могут проводить с ним больше времени, разговаривая о том, что его интересует, не подгоняя и не исправляя его речь. Ребенку необходимо чувствовать дружеское внимание родителей и знать, что у них есть время выслушать его, каким бы образом он ни высказался.
Если заикание закрепляется и становится устойчивым, разумно обратиться к специалисту. В ранней стадии заикания ребенок еще не осознает, что в его речи что-то не так, и, если это неведение продолжается, дефект, скорее всего, пройдет. Если же заикание становится хроническим, то рано или поздно другие заставят малыша осознать это, и он мимикой или другими жестами может помогать словам выходить. Эта стадия, называемая вторичным заиканием, намного сложнее поддается излечению.
Рекомендуется внимательно отнестись к выбору логопеда, при этом необходимо учитывать личность ребенка и причины его речевого недостатка.