Елена Николаевна Шабалина
Консультация для родителей «Чтобы ребенок не заикался»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила учитель-логопед: Шабалина Е. Н.
Уважаемые родители!
Заикание – своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса.
Возникает заикание в возрасте от 2 да 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать от дельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы ( лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи, когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их.
Публикация «Консультация для родителей „Чтобы ребенок не заикался“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Вероятность возникновения заикания увеличивается :
- если заикается кто-то из родственников;
- при частых респираторных заболеваниях;
- при нарушении внимания.
Заикание может возникнуть остро, то есть «внезапно», в результате психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (начало посещения детского сада, рождения младшего брата или сестры, переезд и т. п.) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев индивидуально.
Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение. Обычно родители связывают его со временем года (весной и осенью запинки усиливаются) или временем суток (некоторые дети, просыпаются, капризничают и больше заикаются, потом разгуливаются, настроение у них улучшается, запинки становятся реже; другие же, наоборот, с утра говорят хорошо, а к вечеру заикаются). Есть дети, у которых ухудшение в речи наступает после перенесенного заболевания. По-разному может ребенок говорить дома, в школе, в детском саду.
И, наконец, речь ребенка может ухудшаться и улучшаться без видимых причин. Обострение заикание может наблюдаться в кризисные периоды, в 7-9-11-13 лет при поступлении ребенка в школу, смени учителей, нарастании учебной нагрузки, вступление в отрочество и юность. При обострении заикания у ребенка в этом возрасте проконсультируйтесь у психоневролога и логопеда.
Общие рекомендации.
Многие дети разговаривают без запинок с малышами, игрушками, животными или, надев маску. Поощряйте это. Иногда ребенок как бы кривляется – говорит «как маленький» или с акцентом, но при этом не заикается. Не препятствуйте такой речи.
Проанализируйте, сколько и какие вопросы вы задаете своим детям. Одна мама призналась, что в течение дня она задала своему четырехлетнему сыну 132 вопроса, из них 97 были просто глупыми, а остальных не было особой надобности.
Особенно нежелательны такие вопросы, которые вызывают у ребенка чувство стыда. И уж, конечно, не устраивайте перекрестных допросов, когда несколько членов семьи пытаются выяснить, правду ли говорит малыш. Учтите, если вопросы прерывают игру, это почти всегда ведет к запинкам.
Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он сам на грани истерики или плача. Всхлипывание само по себе часто приводит к повторению слов, слогов и у не заикающихся людей. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.
Не делайте замечаний, если ребенок употребляет эмбол, то есть говорит какое-то лишнее слово («а», «вот», «ну», «значит»). Употребление эмболов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таки образом, ребенок помогает себе справиться с запинками. Эмболы исчезают, когда улучшается речевые способности.
Маленькие дети, особенно с ослабленной нервной системой, часто испытывают страхи. Неразумно заставлять малыша пересиливать их и ругать за то, что он боится темноты, Бабы-Яги или еще кого-нибудь.
Не надо просить малыша рассказать о своих страхах. Скорее мать должна показать, что она знает о том, что его тревожит, понимает, что это может быть страшно, и постарается успокоить тем, что она рядом и от всего защитит. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Целесообразно придумывать маленькие спектакли, в которых ребенок играет роль самостоятельно, большого, храброго человека. Можно использовать маски различных зверей, которых боятся дети, Бабы-Яги, Кощей.
Постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нараспев. Медленно, короткими предложениями без лишней эмоциональности, плавно. Но не требуйте от ребенка говорить медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыкании».
Не наказывайте детей за употребление непристойных слов. Обычно ребенок произносит их, чтобы привлечь внимание взрослых. Не заостряйте на этом внимание, попытайтесь занять его чем-то интересным. Можно также спокойно, дружеским тоном сказать, что вам не нравится, когда люди говорят такие слова.
Подумайте, как организовать жизнь ребенка, чтобы его не надо было подгонять. Ведь мы стремимся научить ребенка говорить медленно, но разве это возможно, когда взрослые все время торопят: «Быстрее, быстрее». Если вы очень спешите, оденьте или накормите ребенка сами. Дайте на завтрак то, что он ест охотнее, но не делайте его жизнь еще более напряженной.
Дневной сон вне всяких сомнений полезен. И все же не стоит создавать из укладывания стрессовую ситуацию, если ребенок категорически отказывается днем спать. Он может провести послеобеденное время, сидя в кресле, слушая знакомую сказку, пластинку и т. п.
Пусть вас не раздражает, когда ребенок что-то крути в руках, - это в некоторой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей, можно даже дать ему маленькую игрушку, канцелярскую скрепку или кусочек пластилина.
Не заставляйте ребенка здороваться и прощаться, со временем он усвоит правила хорошего тона не меньше, чем ими владеют окружающие взрослые. Кстати, если ребенок с легкостью говорит «пока» а не «до свидания», в этом нет ничего страшного. Сначала надо снять напряжение, а потом обучать речевому этикету.
Зачастую бабушки, гордые достижением внуков, хотят их продемонстрировать всем. Потерпите немного. Не просите малыша читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам этого не захочет.
Некоторые исследования показали – заикание уменьшается, когда ребенок жует резинку. Дело в том, что «жвачка» дает «законные» основания мямлить, а значит, собираться с мыслями и говорить без запинок.
Достаточно часто в семьях заикающихся детей встречается такое неблагоприятное сочетание, как завышение требования к ребенку и обыкновение быстро говорить. На детей оказывается большее давление, родители хотят, чтобы они соответствовали некоему высокому стандарту, из-за чего создается нестабильная конфликтная обстановка. Члены семьи говорят быстро, возбужденно, отдают приказания. Считается, что ребенок должен не просто хорошо владеть речью, а быть чуть ли не оратором. Такая атмосфера не способствует тому, чтобы ребенок спокойно и конструктивно принимал свои ошибки.
Хорошо бы дать малышу понять, что в признании собственных ошибок нет ничего страшного. Не бойтесь сказать о себе: «Ох, я опять все напутала», «Ну я растяпа», «Вечно я сделаю что-нибудь не так» и т. п. И ребенок не будет испытывать чувство неуверенности, когда не сможет без запинок выразить свою мысль.
Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров как это можно сделать.
Постарайтесь дружелюбно сказать: «Интересно, ты можешь быстро надеть туфли?», заменив окрик: «Надень сейчас же туфли!»
«Сейчас надо отдохнуть. Как хорошо будет играть, когда ты проснешься». – Это звучит лучше, чем «Сейчас же иди спать!»
«Давай поменяемся: я тебе игрушку, а ты мне эту вещь» - скажите так, и вы добьетесь большего, чем требованием: «Дай мне немедленно эту вещь!»
Предложите: «Давай так: один кубик кладешь ты, другой я», но не приказывайте: «Немедленно собери кубики!»
Подскажите: «Будь ласковым, собаки так это любят», а не одергивайте: «Не смей бить собаку!»
Скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь на сегодня», но никак не «Хватит, возится с конструктором!»
«Твоя очередь через минуту, а сейчас дай сестренке поиграть!». Вместо: «Не вырывай у сестры»
Несколько лукаво: «Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть!» лучше, чем «Ешь быстрее!»
С уважением относитесь к ребенку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка. Вот несколько способов высказать одобрение:
- Молодец!
- Правильно!
- У тебя это хорошо получилось!
- Ты сегодня хорошо потрудился!
- Прекрасно!
- Я горжусь тобою!
- Я знала, что ты справишься!
- Неплохо!
- Отлично!
- Ты быстро научился!
- Это то, что надо!
- Я не смогла бы сделать лучше!
- С каждым днем у тебя получается лучше.
Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. Ребенка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашими опорой и подмогой.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Бурлакова М. К. Советы логопеда. - М., 2001.
2. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать. - М., 2005.
3. Резниченко Т. С. Чтобы ребенок не заикался. - М., 2000.