Елена Ткаченко
Консультация для родителей «Что нужно рассказать детям о терроризме»
«Что нужно рассказать детям о терроризме»
Как говорить о терроризме со своими детьми? С какого возраста начинать
беседовать об этом? Как на любую другую сложную тему: честно, открыто и
понятно.
Говорить с детьми о терроризме надо честно, собственно, как и о любом
другом серьезном предмете. Если вы предпочитаете не поднимать сложные
темы, пока ребенок сам не задаст вопросов, дождитесь этих вопросов. Если вы
любите работать на опережение, говорите так, чтобы ребенка не испугать. У
Публикация «Консультация для родителей „Что нужно рассказать детям о терроризме“» размещена в разделах
вас наверняка есть опыт разговоров с ребенком о тех опасностях, которые
подстерегают его в большом городе. Вспомните, как вы учили его переходить
дорогу: дети знают, что от автомобиля исходит опасность, но они не боятся
его. То же самое и с терроризмом.
Отвечайте детям на их прямые вопросы, какими бы странными они вам
не казались. Конечно, очень сложно честно беседовать с маленьким ребенком
о таких непростых вещах и при этом его не напугать. Важно, чтобы он понял,
что это опасно, но при этом не начал бояться всего вокруг. Надо рассказать
ребенку, кто такие террористы так же, как вы объясняли, кто такие дяди,
которые предлагают конфетку или игрушку и зовут с собой. Вы же объясняли
ребенку, как себя вести, если к нему подходят незнакомые люди на улице? Вот
точно так же спокойно объясните ребенку, что делать в той или иной опасной
ситуации, связанной с терроризмом. Например, если ребенок оказался в толпе
бегущих людей, он должен спрятаться за каким-нибудь укрытием, стараться
не упасть и так далее. Если ребенок увидел подозрительный предмет, он
должен сообщить об этом взрослым.
Если вы опасаетесь, как бы у вашего ребенка не появились страхи, что на
него может напасть террорист, ваше поведение должно зависеть от возраста
ребенка. Если он маленький (до восьми лет, можно сделать то же, что вы
делали, чтобы он не боялся темноты, «чудовищ», «буки». В каждой семье
существует свой «ритуал», как сделать так, чтобы дети не боялись чего-то
страшного. В верующей семье это может быть крестик, который «всегда тебя
защитит», в нерелигиозной семье - добрый волшебник и т. д.
Если ваши дети старше, объяснения должны иметь более рациональный
характер: скажите, что террористы все-таки встречаются очень редко, что
места, где бывает ребенок, хорошо охраняются, и что рядом всегда есть
взрослые, к которым можно обратиться. Более подробно расскажите ребенку
этого возраста, как ему следует себя вести.
Для того чтобы дети знали, как себя правильно вести, можно попробовать
как-то обыграть эту тему. Не давите, не пытайтесь научить ребенка всему
сразу. Просто периодически обыгрывайте с ним тему терроризма, используя
знакомых ребенку героев. Эти герои могут иметь новые роли. Пусть Кощей
Бессмертный будет террористом, а Василиса, например, заложницей и так
далее. Возможно, подобные игры вам покажутся странными, но помните, что
именно в игре ребенок лучше всего усваивает правила жизни. И не забывайте
сделать так, чтобы ребенок в таких играх побывал в роли каждого из
участников конфликта - так детям проще понять ситуацию.
Объясните детям, что необходимо сообщать взрослым или сотрудникам
полиции:
1. О бесхозных вещах;
2. О подозрительных предметах в общественных местах в подъезде,
транспорте, дома или в детском саду;
3. Объясните детям, что во всех перечисленных случаях необходимо:
- не трогать, не вскрывать, не передвигать находку;
- отойти на безопасное расстояние;
- сообщить о находке сотруднику полиции.
Обязательно проводите с детьми дома разъяснительные беседы о
недопустимости:
1. Пользоваться незнакомыми предметами, найденными на улице или в
общественных местах;
2. Брать у незнакомых людей на улице сумки, свертки, игрушки и т. д.
Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный
пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет
повторять те же действия. Прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней
находится, ведь ребенок никогда не выполнит это требование, если вы сами не
будете четко это выполнять. Если хотите научить ребенка правилам
безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.
Что делать, если теракт все же произошел.
Общие и частные рекомендации
1. По возможности скорее возьмите себя в руки, успокойтесь и не
паникуйте. Разговаривайте спокойным голосом.
2. Если Вас связали или закрыли глаза, попытайтесь расслабиться,
дышите глубже.
3. Подготовьтесь физически и морально и эмоционально к возможному
суровому испытанию.
4. Не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успешности
побега.
5. Запомните, как можно больше информации о террористах, их
количестве, степени вооруженности, особенностях внешности, темах
разговоров.
6. По возможности расположитесь подальше от окон, дверей и самих
похитителей, т. е. в местах большей безопасности в случае, если
спецподразделения предпримут активные меры (штурм помещения, огонь
снайперов на поражение преступников и др.).
7. По различным признакам постарайтесь определить место своего
нахождения (заточения).
8. В случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив
руки на затылке.
9. Не возмущайтесь, если при штурме и захвате с Вами могут поначалу
(до установления Вашей личности) поступить несколько некорректно, как с
вероятным преступником. Будьте уверены, что полиция другие спецслужбы
уже предпринимают профессиональные меры для Вашего освобождения.
Объясните детям, что необходимо сообщать взрослым или сотрудникам
полиции: об обнаруженных на улице, о бесхозных вещах, о подозрительных
предметах в общественном транспорте, предметах в подъезде, дома или в
детском саду.
Объясните детям, что во всех перечисленных случаях необходимо:
- не трогать, не вскрывать, не передвигать находку. Отойти на безопасное
расстояние. Сообщить о находке сотруднику полиции;
- обязательно проводите с детьми дома разъяснительные беседы о
недопустимости:
- пользоваться незнакомыми предметами, найденными на улице или в
общественных местах;
- брать у незнакомых людей на улице сумки, свертки, игрушки и т. д.
Категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1. Пользоваться найденными незнакомыми предметами.
2. Сдвигать с места, перекатывать взрывоопасные предметы с места на
место, брать их в руки.
3. Обрывать или тянуть отходящие от предмета провода, предпринимать
попытки их обезвредить.
4. Поднимать, переносить, класть в карманы, портфели, сумки и т. п.
взрывоопасные предметы.
5. Ударять один боеприпас о другой или бить любыми предметами по
корпусу или взрывателю.
6. Помещать боеприпасы в костер или разводить огонь над ним.
7. Собирать и сдавать боеприпасы в качестве металлолома.
8. Наступать или наезжать на боеприпасы.
9. Закапывать боеприпасы в землю или бросать их в водоем.
Заходя в подъезд дома, обращайте внимание на посторонних людей и
незнакомые предметы. Как правило, взрывное устройство в здании
закладывается в подвалах, первых этажах, около мусоропроводов, под
лестницами.
Будьте бдительны!