Любовь Гальчук
Консультация для родителей «Что должен уметь ребёнок к пяти годам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что должен знать и уметь ребенок к пяти годам»
Вашему малышу скоро исполнится 5 лет. Это значит, что у вас появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект. К сожалению, многие родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора. Считают его еще маленьким и думают, что впереди у них очень много времени, и что они еще всему успеют научить его, когда ребенок подрастет.
Публикация «Консультация для родителей „Что должен уметь ребёнок к пяти годам“» размещена в разделах
А ребенок именно в этом возрасте испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка впитывает познавательную информацию. Научно доказано, что в дошкольном возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Не упустите эту возможность.
В консультации вы найдете возрастные ориентиры знаний и умений, которыми может и должен овладеть ваш ребенок в возрасте от 4 до 5 лет.
МАТЕМАТИКА.
- ребенок должен усвоить, что множество предметов может состоять из предметов разного цвета, размера, формы;
-уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну;
- уметь уравнивать неравные группы предметов двумя способами, добавляя к меньшей группе один предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет;
- считать до 5, соотносить число и цифру (если ребенок хорошо усваивает материал, можете знакомить его со счетом до 10);
- называть числительные по порядку;
- уметь сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, толщине, отражать результат сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные по толщине, высоте, длине, ширине;
- сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего);
- устанавливать размерные отношения между 3 – 5 предметами по величине и раскладывать их в порядке убывания или нарастания величины, отражать результаты сравнения в речи (красная башенка - самая высокая, оранжевая пониже, розовая – еще ниже, а желтая – самая низкая);
- знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать их (чем похожи, чем отличаются, называть элементы фигур (углы, стороны);
- знать объемные геометрические фигуры: шар, куб, конус;
- соотносить форму предметов с геометрической формой: тарелка – круглой формы, мяч похож на шар и т. д. ;
- уметь определять расположение предметов «от себя» : справа, слева, впереди, сзади, посередине, сверху, внизу, далеко, близко;
- знать части суток, их характерные особенности, последовательность (утро – день – вечер – ночь – снова утро и т. д.);
- понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.
- знакомить детей с признаками предметов: уметь определять их цвет, форму, величину, вес, а так же группировать предметы по этим признакам;
- знакомить с материалами, из которых сделаны предметы, их отдельные части и почему именно из этих материалов они сделаны (корпус машины из металла, шины из резины и т. д.);
- знакомить ребенка с разными материалами и их свойствами (металл – твердый, прочный, тяжелый; дерево – легкое, легко режется, горит; пластмасса, стекло, резина и т. д.)
-расширять знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный транспорт);
- знакомить ребенка с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем, музеем, людьми, работающими в них, с правилами поведения в общественных местах;
- знакомить ребенка с жизнью в городе и в сельской местности с опорой на опыт ребенка;
- знакомить ребенка с деньгами, возможностями их использования;
- знакомить ребенка с историей разных предметов (игрушки, предметы обихода, техника и т. д., тем, как изменялся, в связи с этим, человеческий труд;
- ребенок должен знать свое имя и фамилию, называть имя, фамилию (желательно и отчество) своих родителей, ближайших родственников;
- знать название родного города, своей страны, столицы Родины, название своей планеты;
- знать свой домашний адрес;
- знакомить ребенка с некоторыми государственными праздниками: Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы;
- знакомить ребенка с названиями основных профессий людей и объяснять им, что делают люди тех или иных профессий (врач лечит, повар готовит еду, шофер водит машину, продавец продает разные товары, парикмахер делает стрижку или прическу и т. д.); знать профессии своих родителей;
- знакомить ребенка с последовательностью времен года, и последовательностью дней недели;
- знакомить ребенка с домашними животными и птицами, с домашними питомцами (аквариумные рыбки, хомячки, волнистые попугайчики и т. д.) и почему они так называются (домашние – потому что о них заботится человек, а дикие животные заботятся о себе сами);
- знакомить с дикими животными своего края и экзотическими;
- знакомить с пресмыкающимися (черепаха, ящерица) их внешним видом, способами передвижения, питанием;
- расширять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, муравей, разные виды жуков);
- расширять знания о фруктах, овощах, ягодах (растущих в нашей местности и с экзотическими, грибах (съедобных и ядовитых);
- знакомить ребенка с травянистыми и комнатными растениями (как называются, как за ними ухаживать);
- ребенок должен знать и узнавать минимум 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, осина и т. д., а так же знакомить с деревьями растущими в других районах нашей страны и в других странах;
- знакомить с птицами наших лесов (синица, воробей, ворона, сорока, снегири, дятел, ласточка, трясогузка, стрижи, кукушка, скворец, свиристель и т. д., ребенок должен различать и называть птиц зимующих и перелетных, подкармливать их зимой, узнавать их следы на снегу или песке;
- рассказывать ребенку об охране растений и животных;
- помогать ребенку замечать сезонные изменения в природе, знакомить с природными явлениями и активизировать эти названия в речи (снегопад, метель, вьюга, ливень, мелкий дождь, моросящий дождь, листопад, дождливо, пасмурно, солнечно, ветрено и т. д.);
РЕЧЬ.
Учить и помогать ребенку свободно общаться со взрослыми и сверстниками:
- обсуждать с ребенком информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения;
- слушать ребенка, уточнять ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенности предмета, явления, состояния, какого-то поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение;
- способствовать развитию любознательности ребенка;
- учить и помогать ребенку доброжелательно общаться со сверстниками, оказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться;
Формировать словарь ребенка:
- расширять представление ребенка о предметах, явлениях, событиях, не имевших место в собственном опыте ребенка;
- активизировать в речи ребенка название предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;
- учить использовать в речи разные прилагательные, глаголы, предлоги, наречия;
- вводить и активизировать в речи ребенка существительные, обозначающие профессии и глаголы, характеризующие трудовые действия;
- постоянно упражнять ребенка в умении определять и называть местоположение предмета «от себя» (справа, слева, рядом, около, между, перед собой.);
- помогать ребенку заменять слова «там, туда, такой, этот» на более точные выразительные слова;
- упражнять ребенка в употреблении слов – антонимов (чистый – грязный, светло – темно и т. д.);
- учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные, птицы, посуда, игрушки и т. д.);
Формировать звуковую культуру речи:
- закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков. Помните, к 5 годам у ребенка должно сформироваться произношение всех звуков родного языка. Если этого не случилось, ему нужна помощь логопеда!
- учить ребенка различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук (р – рыба, ручка; б – башня, булка и т. д.);
- продолжать работу над дикцией : отчетливо произносить слова и словосочетания, интонационно читать стихи;
Формировать грамматический строй речи:
- учить ребенка согласовывать слова в предложении;
- правильно использовать разные предлоги;
- образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных по аналогии (котенок – котята, волчонок – волчата, медвежонок – медвежата и т. д.);
- употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята – лисят, волчата – волчат и т. д.);
- правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель);
- напоминать ребенку правильное употребление глаголов повелительного наклонения (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги);
- побуждать ребенка употреблять в речи предложения простые и распространенные;
Формировать связную речь:
- учить ребенка участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их;
- развивать умение описывать предмет, картину;
- составлять рассказ по нескольким картинкам в рамках одного сюжета;
- упражнять в пересказе небольших рассказов или наиболее динамичных и выразительных отрывков из сказок;
- регулярно читать ребенку художественные и познавательные книги, формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Рисование:
- развивать у ребенка умение при передаче сюжета располагать изображения на всем листе бумаги;
- направлять внимание ребенка на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, а куст ниже дерева, цветы ниже куста;
- ребенок должен хорошо знать основные цвета спектра (красный, синий, зеленый, желтый, к ним добавляются оттенки основных цветов (темно – синий, светло –зеленый, голубой, оранжевый, коричневый и т. д.);
- знакомить ребенка, как можно получить более светлый оттенок краски (добавить белую краску);
- учить ребенка промывать кисть перед употреблением краски другого цвета (использовать не более 2 красок);
- учить ребенка закрашивать рисунок кистью, проводя линии только в одном направлении (слева направо либо сверху вниз);
- закрашивать рисунок в пределах контура;
- упражнять в рисовании широкой линии всей кистью, а тонкие линии и точки концом кисти;
- упражнять ребенка в умении получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим карандаша;
- знакомить ребенка с народными игрушками, расписанными в дымковском, филимоновском, городецком стиле; расписывать силуэты игрушек, вырезанных из бумаги в стиле этих росписей;
Лепка:
- учить ребенка лепить из разных материалов: пластилина, пластической массы, глины, из соленого теста;
- учить разным приемам лепки: раскатывание пластилина между двух рук, скатывание круглых форм между двумя ладонями круговыми движениями, раскатывать колбаску с одной стороны (на конус, сплющивать разные формы между ладонями и пальцами, вытягивать отдельные части из целого куска (мордочку у лисички или ежа, прищипывать мелкие детали (ушки у котенка, клюв у птички, примазывать детали между собой, сглаживать неровности пальцами, использовать прием вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы, использовать стеку для украшения предмета узором или для добавления некоторых выразительных деталей.
Аппликация:
- учить ребенка правильно держать ножницы и пользоваться ими: сначала разрезать по прямой короткие полосы, а затем разрезать длинные полосы по длине и создавать узор из полос разной длины (лесенки, заборчики, скамейка, дерево, кустик и т. д.);
- упражнять в вырезывании круглых форм из квадрата путем скругления углов, а овальных форм из прямоугольников (овощи, фрукты, ягоды, цветы);
- составлять и наклеивать из нескольких крупных и мелких готовых деталей различные предметы;
- учить преобразовывать формы, разрезая их пополам или на 4 части (круг на полукруги, четверти; квадрат на треугольники по диагонали или пополам на прямоугольники).
Помните, что ребенка необходимо учить сохранять правильную позу при рисовании, лепке, аппликации:
• не горбиться,
• не наклонять низко голову над столом,
• карандаш должен «смотреть» на правое плечо,
• сидеть свободно, не напрягаясь,
• ноги должны стоять на полу.
Приобщение к изобразительному искусству:
- знакомить ребенка с разными жанрами и видами искусства: стихи, проза, загадки, песни, танцы, музыка, картина, скульптура, здание и сооружение (архитектура);
- знакомить с архитектурой (дома, различные здания – это архитектурные сооружения; они разные по форме, высоте, длине, сделаны из разных материалов, с разной формой окон, подъездов и т. д.);
- знакомить с профессиями: архитектор рисует проект (план) сооружения, строители строят, композитор сочиняет музыку, а музыкант ее исполняет, художник пишет картины, поэт сочиняет стихи, певец исполняет песню и т. д. ;
- обязательно посетить с ребенком библиотеку и рассказать о том, для чего она нужна (это центр хранения книг, созданных писателями и поэтами, кто в ней работает;
- посетить музей.