Воронцова Наталья
Консультация для родителей «Что делать с гиперактивным ребёнком»
▼ Скачать + Заказать документы
Что делать с гиперактивным ребёнком
К вечеру у Надежды голова кругом: все вверх дном в доме, ее сын 6 лет беспрерывно меняет род деятельности, не слышит просьбы и не реагирует на замечания. Воспитатели в детском саду часто жалуются на то, что он кого-то ударил, обидел или что-то сломал, разбил.
Все чаще родители обращаются к психологам с такими проблемами, рассказывая о том, что справиться сами с ребенком не могут. Как можно помочь малышу в таких случаях, найти причину такого поведения? В медицинских источниках и в литературе психологии такие дети называются гиперактивными.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать с гиперактивным ребёнком“» размещена в разделах
В детском возрасте гиперактивность— это совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Часто гиперактивность диагностируется у малышей, имеющих повышенную импульсивность и невнимательность, — их легко и обрадовать и расстроить, они быстро отвлекаются. У них отмечается агрессивное поведение и негативизм. В подобных личностных особенностях - гиперактивным детям трудно сосредоточится на выполнении любых задач, в связи с этим родители и воспитатели испытывают трудности в общении с ними.
Гиперактивность начинает проявляться уже с младенческого возраста и заметна около 3 лет. Но наиболее ярко все её отрицательные стороны проявляются в начальной школе. Непоседливость, невнимательность, агрессивность и непризнание каких-либо ограничений — вот только малый список бед школьного периода. Нельзя не отметить и позитивную сторону в гиперактивности : ребенок опережает сверстников в интеллектуальном развитии, он много знает и умеет, он любознателен.
В настоящее время гиперактивность встречается достаточно часто, особенно среди мальчиков. Исследователи считают, что в 70 % случаев она проходит к подростковому возрасту. Но родительская позиция «ничего, с возрастом пройдет» тут абсолютно не подходит. Так как, если дети сохранят подобные качества и в подростковом возрасте, то увеличивается риск в появлении социально опасного поведения (нередко подростки имеют в своем «послужном списке» такие эпизоды агрессивного поведения и насилия, задержания правоохранительными органами, попытки покончить с собой). Именно такому гиперактивному ребенку нужна своевременная и квалифицированная помощь.
Гиперактивность поддается коррекции, и многое её проявление можно сгладить. Для начала хотелось бы выделить общеизвестные признаки.
О гиперактивности детей можно говорить, если:
— они находится в постоянном движении и не в состоянии себя контролировать (даже если устал, они продолжают двигаться, а выбившись из сил, будут закатывать истерики и плакать);
— часто быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает, задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них;
— его невозможно уложить спать, а если спит, то беспокойно; часто наблюдаются кишечные расстройства, иногда различные аллергические реакции;
— малыш неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения, в любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведет себя одинаково активно;
— часто провоцирует конфликты, не контролирует свою агрессию (дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни);
— не способен надолго сосредоточиться даже на интересном для него занятии;
— избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия;
— подвержен частым и резким сменам настроения;
— стремится сразу (здесь и сейчас) получить поощрение за какой-либо хороший поступок или успешно выполненное задание.
Если вы обнаружили у своего малыша хотя бы 6 из перечисленных выше признаков, то можно говорить о наличии у него гиперактивности.
Что надо делать, чтобы помочь гиперактивному ребенку
• Прежде всего необходимо создать дома спокойную психологическую обстановку. Не должно быть спешки, при малыше нельзя кричать, нервничать и резко менять планы. Чем вы будете более организованы сами, тем легче будет ребенку.
• Общаясь с ребенком, следует избегать приказных безапелляционных интонаций.
• Надо стараться придерживаться четкого режима дня. Если ребенок маленький (до 6 лет, ему необходим дневной сон. Обязательны прогулки на свежем воздухе с хорошей физической нагрузкой (бег, велосипед, ролики и прочее).
• Гиперактивного ребенка бесполезно ругать и наказывать — его поведение от этого только ухудшается. Необходимо спокойно объяснять ему, что можно делать, а что нельзя.
• Учите малыша управлять своим настроением. Негативные эмоции могут появиться у каждого, поэтому надо предложить ему занятия, где есть возможность выплеснуть агрессивную энергию. Лучшим вариантом будет спортивная секция, выбранная в соответствии с интересами и способностями ребенка.
• Прививайте любовь к чтению, рисованию, лепке. Давайте небольшие задания, постарайтесь заинтересовать малыша и добивайтесь завершения работы.
• Самое главное — чаще хвалите ребенка за любые, даже маленькие, достижения. Высокая самооценка поможет ему стать успешным.
• Очень эффективны при гиперактивности игры и упражнения на релаксацию. Лучшим психотерапевтическим эффектом обладает вода. Постелите на полу (столе) клеенку, поставьте емкость с водой, выберите вместе игрушки, пригодные для игр с водой. Подключите фантазию, это поможет вашему ребенку снять высокую возбудимость и раздражительность.
• Оберегайте малыша от переутомления. Не стоит устраивать вечерние кинопросмотры или походы в гости. Избегайте большого скопления народа и игр с другими гиперактивными детьми. Компьютерные игры лучше перенести на первую половину дня.