Елена Южакова
Консультация для родителей «Что делать если ребенок ворует?»
▼ Скачать +Заказ
До 6 лет у детей может еще не быть четкого осознания того, что принадлежит им, а что не принадлежит. Трех- и четырехлетние дети могут брать игрушки, которыми играют другие дети, просто потому, что им хочется их взять. Если такое поведение не вызывает реакции со стороны родителей (или окружающих людей, оно может развиться до того, что ребенок будет брать игрушки других детей, когда они этого не видят. Позже такое поведение превращается в явно выраженное воровство.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать если ребенок ворует?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чужое и свое. Детское воровство
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
После 6 лет дети в большей степени склонны понимать, что они делают что-то неправильно, когда берут вещи, которые, как им известно, им не принадлежат. Обычно первый случай воровства происходит примерно в возрасте 7 лет.
В то же время у детей развивается чувство собственности и заинтересованности по отношению к своему имуществу и коллекциям, своим комнатам и домашним занятиям. Все эти потребности усиливаются примерно в 7 лет.
В этом возрасте дети зачастую берут что-нибудь у учителя, дома у друга или у самого друга. Возможно, они чувствуют себя обделенными - они хотят иметь что-то, чего у них нет, - и импульсивно забирают эту вещь. Либо же они могут украсть дома деньги, чтобы поделиться ими с друзьями в школе или купить конфет себе и друзьям. Дети также могут тайком взять что-то в магазине.
Популярность семилетнего ребенка, который часто крадет вещи, лишь немного ниже популярности его сверстников, а привычка воровать, возможно, заполняет эмоциональную пустоту. Воровство также может быть выражением реакции на его чувство обделенности либо же способом получения чего-то, что ему очень хотелось бы иметь, но другими способами он не может это получить. В некоторых случаях воровство служит проявлением гнева или враждебности. Детские психиатры выдвигают теорию о том, что дети, укравшие какую-то вещь, испытывают чувство лишения, зависти, страстного желания или обиды.
Перед тем как бить тревогу, отвлекитесь на одну минуту, чтобы понять, почему дети воруют и как справиться с этой проблемой. Как родители должны вести себя в этой ситуации, когда ребенок взял или берет что-то чужое без спросу?
Почему дети воруют. Как и ложь, «воровство» — взрослый термин, не имеющий никакого отношения к маленьким детям. У детей совсем другие взгляды на «свое» и «чужое», не такие, как у нас, у взрослых. Леденец оказался зажатым в липком кулаке после прохождения кассы, или игрушка, которая обнаруживается в кармане четырехлетнего ребенка после посещения дома друга, не доказательство, что ребенок уже является преступником. Ребенок не ворует, а берет. Для дошкольника владение означает монопольное использование. Ребенок полагает, что он имеет моральное право на все, что находится в пределах его досягаемости. Дети до четырех лет с трудом различают разницу между «моим» и «вашим». Для них это пустые звуки, пока взрослые не раскроют их смысл. Все потенциально «мое». Они не понимают, что леденец, спрятанный в руке в бакалейном магазине, — кража, пока вы не скажете им об этом. По мнению ребенка, он не сделал ничего неправильного, пока родители не объяснят ему.
Многие дети дошкольного возраста не умеют обуздывать свои импульсивные желания. Они видят игрушку, и, если им хочется, они берут ее, не рассуждая относительно правильности поступка. Ребенок убежден, что все принадлежит ему, если это все перед глазами и можно взять в руки и поиграть. Вместо вины они чувствуют облегчение, что их желание удовлетворено.
В возрасте от пяти до семи лет у детей вырабатывается представление о неправильности поступка. Они могут понимать концепцию монопольного использования и прав собственности. Они приходят к соглашению с действительностью и начинают понимать что нельзя брать вещи, которые не принадлежат им. Также к этому возрасту ребенок способен быть более умным вором. Его средство устрашения — опасение возмездия со стороны взрослых или страх, заставляющий отказаться от реализации «желания», а не понимание безнравственности воровства. Ему все время надо объяснять, что означает «мое», «твое», «чужое». И не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое.
Действия родителей
Если вы обнаружите, что ваш ребенок что-либо украл, важно, чтобы сам ребенок понял, что воровать нехорошо. Вы можете до сих пор помнить чувство стыда, которое, будучи ребенком, испытали, когда вас поймали на воровстве, если такое в вашей жизни случалось. Ребенок должен получить такой же урок, хотя многие специалисты считают, что слишком сильное пристыживание или высмеивание произведут противоположный эффект. Лучше всего подходят простые объяснения.
В большинстве случаев, вероятно, лучше не задавать ребенку прямых вопросов относительно того, украл ли он что-либо и почему это сделал - это может вызвать последовательное изложение оправданий ребенком в попытке сохранить свое лицо. Вместо этого будьте прямолинейны и сообщите, что вам известно о совершении кражи.
Важно устроить возвращение чужой вещи любым способом. Ребенок должен вернуть вещь, которую взял, в магазин, другу или в школу. При этом вы можете сопровождать его и уговорить извиниться за содеянное, сказав при этом, что он никогда больше так не поступит.
После этого поговорите с ребенком. Вместо того чтобы обвинять его в том, что он плохой, постарайтесь выяснить, почему он украл эту вещь. Объясните ему, что несмотря на то, что дети хотят иметь некоторые вещи, они не должны брать то, что им не принадлежит. В большинстве ситуаций, если случай воровства обсудить сразу же после того, как это случилось, такое больше не должно повториться, и ребенок извлечет из этого урок.
Если ребенок старшего возраста (чуть-чуть не достигший или уже достигший юношеских лет) совершил кражу, вы опять же должны предоставить ему возможность изучить и обсудить его поведение, в особенности связывая его проявление со стрессовыми ситуациями, которые он переживает в данный момент. В некоторых случаях ваша реакция на воровство ребенка может выражаться в серьезном обсуждении с ним давления сверстников и их влияния на поведение ребенка. Но в этом возрасте воровство чаще всего сигнализирует о личных или социальных трудностях и может требовать профессионального вмешательства.
Что делать
Пресечение мелкого воровства и объяснение его неправильности может казаться «мелочью», но изучение честности в маленьких вопросах прокладывает путь к правильным поступкам в дальнейшем.
Ребенок должен учиться управлять своими импульсами и уважать права и собственность других.
Использовать метод «прикрепления». Дети, воспитанные по методу «прикрепления», более чувствительны, они способны понимать и уважать права других. Эти понятия легче усваиваются в более раннем возрасте. Детям, воспитанным по методу «прикрепления», проще объяснить значение моральных ценностей. У них развита способность сочувствовать и понимать влияние своих действий на других. Их родители чутко реагируют на поведение, когда оно отклоняется от нормы. Ложь, обман и воровство нарушают их внутреннее состояние.
Поскольку родители, воспитывающие детей по методу «прикрепления», хорошо знают своих детей, они могут понять о проступке ребенка по выражению его лица или изменившемуся поведению. Благодаря крепкому контакту ребенок охотно примет совет родителей и их моральные ценности. Доверяя своим родителям, он сможет рассказать им правду.
Не вводить детей в искушение. Обучите детей распоряжаться своими личными деньгами. Семейные деньги должны храниться в запертом ящике. Деньги предоставляются в случае необходимости в любое время. Чтобы помнить, кто кому и сколько должен, можно использовать расписки. Рекомендуем также хранить семейные деньги в недоступном месте, а в кошельке или бумажнике носить небольшое количество, которое может потребоваться. Убедитесь, что члены семьи доверяют друг другу. Если ребенок приходит к нам и жалуется: «Кто-то взял мои пять долларов», мы спрашиваем: «Где ты хранил их?» Мы не беспокоимся, выясняя виновника пропажи, поскольку полагаемся на совесть домочадцев. Мы никогда не окажемся в положении, когда необходимо прятать деньги от достаточно взрослых детей. Братья и сестры в конце концов не единственные возможные подозреваемые. Наши дети узнали, что не каждому можно доверять. Это хороший урок для жизни.
Обучать монопольному пользованию. Малыш убежден, что все принадлежит ему, если это находится перед глазами и можно взять в руки и поиграть. В возрасте от двух до четырех лет ребенок может понимать, что такое монопольное пользование (игрушка принадлежит кому-то, но полностью не может осознать, что игрушка не принадлежит ему. В два года можно начинать объяснять различие между «мой» и «твой». Во время ссоры из-за игрушки родительский суд может вернуть игрушку законному владельцу, но не ожидайте, что ребенок полностью осознает это до четырех лет. Ищите другие возможности укрепить концепцию монопольного пользования: «Эта игрушка Уатта», «Это медведь Сары». Ему все время надо объяснять это, и не просто объяснять, а запрещать без спросу брать чужое. Со временем ребенок поймет, что игнорирование этих прав является неправильным.
Если четырехлетний ребенок приносит домой игрушку друга, необходимо объяснить ему, что чувствуют дети, когда лишаются чего-то, как будет чувствовать себя он сам, когда другой ребенок неожиданно присвоит себе его любимую игрушку. Лучший способ заложить долговременные моральные ценности состоит в том, чтобы ребенок сделал выводы сам из ваших наставлений. Ваша задача состоит в том, чтобы научить малыша самостоятельно принимать решения.
Не допускайте воровства. Поощрение и помощь в возврате украденных предметов учит не только тому, что воровство недопустимо, но также и тому, что проступок должен быть исправлен. Если вы находите пустую обертку от леденца, ведите воришку обратно в магазин с оплатой и извинениями.
Определите причину. Необходимо понять возможную причину воровства и проанализировать ее, ответив на ряд вопросов. Малыш украл случайно или преднамеренно? Ребенок нуждается в деньгах и чувствует, что воровство является единственным способом получить то, что ему необходимо? Если так, предложите пособие. Давайте ему определенные задания и оплачивайте их. Помогите ребенку понять : деньги на покупку игрушек можно зарабатывать, а не воровать. Иногда ребенок ворует, чтобы увеличить свое состояние или привлечь внимание. Возможно, ваш ребенок нуждается в более сильном руководстве? Некоторое перераспределение приоритетов и укрепление контакта с ребенком восстановит порядок.
Определите факторы риска. Проверьте наличие следующих факторов риска:
низкое чувство собственного достоинства;
импульсивность: сильное желание, но слабый контроль;
отсутствие сочувствия к другим;
отсутствие контакта;
сердитый ребенок;
изменения в семье, например развод;
часто скучает;
проводит много времени в одиночестве.
Справляясь с этими факторами риска, вы изживете ложь и воровство.
Важно добраться до сути. Если проблема хронического воровства и лжи не решена, она разрастается как снежный ком. Повторно совершая проступки, ребенок убеждается, что можно так жить. Он не прислушивается к вашим нравоучениям. Ребенок без раскаяния становится неуправляемым.
Похвала за честность. Пятилетний ребенок находит чей-то бумажник и приносит его вам. Хвалите его неограниченно! «Спасибо, что ты принес маме бумажник, который ты нашел. Теперь давай посмотрим, можем ли мы найти того, кто его потерял. Держу пари, что человек будет очень счастлив, что ты нашел его, точно так же, как ты был бы рад, если бы ты потерял что-то особенное, а кто-то возвратил это тебе». Избегайте говорить: «Спасибо за то, что сказал правду».
Некоторые дети, возможно, даже не думали о том, чтобы скрыть находку бумажника. Независимо от похвалы, дайте понять ребенку, что он сделал то, что вы ожидали.
Совет мамы, у которой дочка прячет вещи: Я бы сочинила ребёнку сказку такого примерно содержания, наполнив своими реалиями-вещами: жила-была семья - мама, папа и доченька - они очень любили друг друга (читали, гуляли, играли, катались на качелях - что ребёнок любит) - девочка видела, как мама наводит порядок: собирает вещи по квартире и раскладывает по полочкам-ящикам - дочке очень хотелось быть взрослой и самостоятельной как мама, она тоже стала собирать вещи и складывать туда-то (в игрушки, под кровать, куда ещё) - собрались как-то мама с дочкой гулять, а мама не нашла туфли, пришлось сидеть дома (без песочницы и велосипеда) - захотела девочка мороженого, а кошелёк найти не смогли - собрались в гости, а самое красивое дочкино платье пропало - стали делать уборку и нашли пропавшие вещи в таких-то смешных, неподходящих местах - оказывается это девочка их так прибрала - она очень расстроилась, ведь так хотела быть взрослой, сама наводить порядок - тут-то мама и объяснила девочке, что у каждой вещи есть место, где она хранится и где её можно найти, когда понадобится - мама и девочка стали делать уборку вместе, мама научила складывать то-то туда-то - после чего девочка уже ничего не путала и всегда складывала что-надо куда-надо, КАК МАМА. А если не знала куда складывать, спрашивала у мамы совета. Конец, кто слушал молодец.
Клептомания у детей может быть вызвана и иными причинами:
Сильное желание обладать какой-либо вещью, с которым малыш не может справиться самостоятельно. Допустим, что он давно мечтал именно об этой вещи, а такое понятие как «чужое» ему пока неведомо. Он прячет желанную вещь и уносит ее домой. Вором его называть не стоит. Лучше объяснить ему значения таких понятий как «не твое» и «не трогать».
Если родители уносят с работы вещи, которые «плохо лежат» и это происходит на глазах у ребенка, то не стоит удивляться, если ребенок тоже начал воровать все, что ему попадется под руку. Дети копируют родителей, и об этом стоит помнить.
Ребенок может украсть вещь, чтобы сделать родителям подарок. Причина здесь также кроется в непонимании того что воровство это плохо.
Детская клептомания нередко становится последствием желания привлечь к себе внимание. Причем не только родителей, но и сверстников. Если какая-либо вещь очень ценится в окружении малыша, то он сделает все, чтобы ею обладать, не задумываясь о последствиях
Воровство денег может быть связано с отсутствием средств на карманные расходы. Например, если одни родители дают свои детям небольшую сумму, а другие ребенку в средствах отказывают, то он может начать воровать финансы для удовлетворения своих потребностей.
Что делать если ребенок ворует?
Какой бы ни была причина клептомании, любой родитель задумывается над тем, что делать, если сын или дочь ворует деньги. В такой ситуации очень многое зависит от поведения родителей. Чем тактичнее будет отношение к возникшей неприятности, тем скорее она разрешится. Итак, несколько советов как отучить ребенка воровать деньги :
Агрессия в любом ее проявлении абсолютно неприемлема! Если ребенок отказался признавать свою вину, не нужно вешать на него клеймо вора. Лучше спокойно, доверительно и без угроз узнать брал ли он то, что ему не принадлежит
Не заставляйте ребенка чувствовать за собой вину. Не нужно сравнивать его с другими детьми и говорить, что все они прекрасные отпрыски, а он один позорит своих родителей и т. п.
Не обсуждайте возникшую ситуацию с посторонними людьми и при самом ребенке.
После того как содеянное обсудили в кругу семьи, проступок ребенка лучше забыть и не возвращаться к нему. Иначе этот опыт закрепится в памяти ребенка
Если ваш ребенок был замечен за другим нехорошим поступком, не нужно припоминать ему случай его кражи, которая не имеет отношения к тому, что случилось в данный момент.
Если в вашей семье был замечен случай исчезновения финансов, не стоит сразу впадать в панику, кричать на весь мир что ребенок ворует деньги и спрашивать, что делать у окружающих. Помните, что вы сами могли спровоцировать подобное поведение. Прежде чем пресекать воровство, убедитесь, что у вас есть факты и доказательства. Даже если вы наказали ребенка за его проступок, непременно сообщите ему что вы его любите, но его поведение вас очень огорчило. Предложите своему чаду вместе найти выход из ситуации.