Агаева Елена
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не умеет играть один»
▼ Скачать + Заказать документы
Многих мам приводит в отчаяние факт, что уже подросший, по их мнению, ребенок не умеет или не хочет играть самостоятельно. Они замирают от восхищения, слушая рассказы более «удачливых» подруг, чьи малыши абсолютно спокойно проводят время за игрой, не отвлекая родителей. Некоторые взрослые уверены, что способность ребенка занять себя целиком зависит от его характера. На самом деле, характер скорее влияет на выбор игры – будет ли малыш самозабвенно собирать конструктор, рисовать или найдет себе очень активное занятие, грозящее сохранению порядка в комнате, покою домашних питомцев и его безопасности.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать, если ребенок не умеет играть один“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Игра – навык приобретаемый, и родителям надо НАУЧИТЬ ребенка играть самостоятельно, как они учат его основам гигиены, умению держать ложку и прочему.
Когда дети начинают играть самостоятельно?
Часто взрослым кажется удивительным, почему малыш, который уже хорошо сидит, ползает или даже ходит, не может играть самостоятельно. На самом деле, он просто этого не умеет! Он не знает, как это делать. Недостаточно дать игрушку и ожидать, что он сразу додумается, как ею можно играть.
Вспомните, как дети 1-2 лет любят играть обычными бытовыми предметами – кастрюлями, крышками, пультами и т. д. Они просто повторяют действия взрослых и, естественно, используют те же предметы. И ругать малыша за то, что он вечно норовит стащить кастрюлю, чашку или тарелку, нельзя. Задача родителей – постепенно замещать бытовые предметы настоящими игрушками. Важно при этом показать, как играть тем или иным предметом. Если вы покупаете новую игрушку, то следует несколько раз активно поиграть с ней вместе с ребенком. Покажите, например, как можно интересно катать машинку по ковру, объезжая препятствия и наблюдая за вращающимися колесами, или как складывается пирамида, как вращается юла и т. д.
Ребенок может замещать даже игрушки. Например, роль автомобиля может исполнять обычный тапок, тарелки – крышка от банки, половника – просто палка. И это отлично – так развивается воображение и способность нестандартно мыслить.
После 2-х лет дети переключаются на ролевые игры. Помогите освоить им и эту науку. Простейшая игра в «дочки-матери» на самом деле имеет важнейшее значение и помогает вырабатывать навыки социального общения. Куклы исполняют роль ребенка, а сам ребенок – роль родителя. Он проигрывает различные бытовые ситуации. Эта игра в видоизмененном формате характерна и для мальчиков – они тоже примеряют на себя роли взрослых.
Почему ребенок не играет самостоятельно?
Если ребенок в возрасте 4-5 лет не играет самостоятельно и ходит за мамой «хвостиком», не давая ей возможности заняться своими делами, то здесь могут быть две причины.
Ребенок НЕ УМЕЕТ играть самостоятельно. В данном случае ответственность лежит на самих родителях, не научивших его занимать себя. Но ситуация не критична, поскольку дошкольники стремятся к самостоятельности в целом, и у родителей есть все шансы исправить ситуацию. Для этого потребуется, естественно, уделить внимание играм, показать их возможности, увлечь процессом.
Ребенок УМЕЕТ играть самостоятельно, но НЕ ХОЧЕТ. Такая ситуация может свидетельствовать о нехватке внимания – возможно, родители очень заняты и, когда появляются дома, ребенок таким образом привлекает к себе их внимание. Постарайтесь завести правило выделять для игр с ребенком ежедневно определенное время (час или полчаса) при любых обстоятельствах! Нужно отложить все дела и поиграть. Тогда он будет знать, что его любят, он важен и нужен. Ощущение недостатка родительского внимания постепенно пройдет, и ребенок будет чаще играть в любимые игры уже самостоятельно.
Самостоятельная игра не означает, что надо оставить ребенка наедине со всеми сложностями! Если у него, например, не получается собрать конструктор или пазлы, то есть риск, что он просто рассердится и потеряет интерес к игре. Поэтому надо ненавязчиво оказывать поддержку, иногда помогать и обязательно хвалить за достижения. Похвала будет стимулировать самостоятельность.
Что делать, чтобы приучить ребенка играть самостоятельно?
Давление на ребенка и попытки заставить его играть самостоятельно, скорее всего, не дадут результата. Игра должна быть интересным и увлекательным процессом. Придерживайтесь нескольких правил, чтобы научить ребенка занимать себя.
Время для самостоятельной игры – это время, когда ребенок сыт, бодр, в хорошем настроении и здоров.
Место для самостоятельной игры должно быть комфортным и безопасным.
Будьте в доступной от ребенка близости. Не обязательно сидеть рядом, но то, что вы в случае необходимости придете на его зов, даст малышу ощущение безопасности.
Периодически отвлекайтесь, чтобы заглянуть к ребенку. Демонстрируйте, что вы о нем помните и интересуетесь его делами.
Видя успехи, обязательно хвалите. Похвала должна быть детальной, а не общей. То есть это должна быть не просто фраза «Ты молодец!», а фраза «Ты молодец, что построил такую большую башню!», «у тебя очень красиво получилось расставить машинки!» и т. д.
Чем больше времени вы проводите за совместной игрой, тем больше у ребенка интереса к процессу. Он будет все чаще играть самостоятельно, если родителям надо заняться своими делами.
Даже если малыш хорошо играет один, возьмите себе за привычку регулярно участвовать в его играх. Он должен чувствовать ваше внимание, и тогда самостоятельные игры не будут вызывать у него дискомфорта – он будет знать, что мама обязательно присоединится, как только освободится.
Зачем ребенку прививать умение играть самостоятельно?
Важно понимать, что умение занять себя нужно не только для того, чтобы высвободить свободное время для родителей. Ситуация, когда ребенок не умеет самостоятельно играть по причине того, что мама не давала такой возможности (и ее это не утруждало, тоже не редкость.
Самостоятельная игра – важный момент развития ребенка. Совершенствуются образное мышление, логика, воображение, речь и мелкая моторика. Ребенок познает через игру основы социальной адаптации. В процессе игры происходит формирование и развитие терпеливости, усидчивости, усердия, настойчивости и инициативности.
Со стороны родителей необходим определенный контроль – важно поддерживать интерес ребенка к игре, поэтому требуется обращать внимание на сложность игры и соответствие ее возрасту ребенка.