оксана тулупова
Консультация для родителей «Безопасность и игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Новорожденный смотрит на окружающий его мир широко открытыми глазами, ведь вокруг столько неизвестного и интересного. Но как же понять и познать окружающий мир? Конечно же, через игру, ведь это единственный доступный малышу способ общения с окружающим миром. В основном познание происходит через общение с игрушками, именно с их помощью ребенок разбирается в законах этого большого мира. Игрушки меняются с возрастом малыша, помогая ему в познании. Попробуем разобраться, как именно игрушки помогают малышу познать и понять окружающий его мир.
Публикация «Консультация для родителей „Безопасность и игрушки“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Сначала малыш еще мал и его главные игрушки - это погремушки, но он подрастает и все меняется – появляются плюшевые друзья и куклы.
Плюшевый друг поможет легко объяснить ребенку, почему некоторые предметы или неправильное поведение могут быть для него опасными. Край дивана, кровати … Мишка прыгает вниз и: «Ой! Бух, я ушиб лапку!». Мишка хнычет, а Вы жалеете его и даете малышу возможность пожалеть игрушку. Медвежонок легко объяснит крохе, что плита горячая, нож острый и другие опасности. Мысль повторить ошибку плюшевого друга даже не придет ему в голову.
Если малыш боится какого-то предмета (пылесос, дрель, фен, то можно опять-таки через плюшевого друга избавить его от этого страха. Пусть мишка рассмотрит предмет и потрогает его.
Так же вместе с игрушкой малыш может умываться, причесываться, делать зарядку и прочее, ведь это гораздо веселее.
Игрушки могут помочь и в других ситуациях, когда малышу трудно или страшно.
Например, если ребенок боится врачей и всего что с ними связано, то можно поиграть в больницу. Пусть к доктору-малышу придет на прием кукла или игрушечный зайка. В игре можно проиграть как конкретные ситуации, так и в общих чертах дать понять малышу, чем занимаются доктора. В результате все окажется не таким уж и страшным.
Если встает проблема приучить ребенка к горшку, то и тут могут помочь игрушки. Покажите крохе, как маленький мишка учится писать в горшочек и потом его все хвалят. Поучите вместе с ребенком кукол ходить на горшок, можно даже использовать «писающую» куклу или резиновую игрушку с дырочкой.
Малышу предстоит пойти в детский сад, а ведь это для него совсем не просто, такая ситуация чревата стрессом. Дети больше всего боятся неизвестности, так объясните ему, что ему предстоит. Соберите всех кукол и плюшевых зверят, назначьте «воспитательницу» и прокрутите весь день, все ситуации в которые ребенок может попасть в детском саду. При общении с игрушкой ребенок быстрее все запомнит и значит, в реальной ситуации ему будет спокойнее и проще. Обязательно заканчивайте игру тем, как мамы забирают деток домой.
Вот так игрушки помогают малышу познать окружающий мир, мир в котором есть неизвестности и опасности. Именно вместе с игрушками малыш быстрее понимает, что хорошо, а что плохо; что страшно, а что - нет. Игрушки – первые друзья ребенка, которые никогда не обидят, не предадут, которые всегда с ним.
Какие игрушки не стоит покупать для своих малышей:
- Игрушки, от которых исходит резкий химический запах: если он есть, значит, она токсична и выделяет опасные вещества.
- «Мутантов» неестественных и кислотных расцветок: ребенок запутается в представлениях о мире, если у него будут синие крокодилы или зеленые львы.
- Стеклянные игрушки, которые могут разбиться и поранить малыша.
- Ворсистые игрушки — они особенно опасны для самых маленьких, которые все тянут в рот: они могут наглотаться ворса. Альтернативой могут быть игрушки из флиса или специального слюнопоглощающего мягкого материала.
- С наполнителем из поролона: первые полгода этот материал ведет себя дружелюбно, а потом начинает разлагаться и выделять ядовитые вещества. Лучше отдайте предпочтение игрушкам, наполненным синтепоном. Они мягкие, хорошо стираются и долго держат форму.
- Многофункциональные игрушки : например, крокодил-паровозик-телефон. Ее нельзя использовать по прямому назначению. На паровозик ничего не положишь: с него все падает. На крокодила не похоже, а телефоном пользоваться неудобно.
- Игрушки, которые меньше кулачка ребенка: их не рекомендуется покупать детям до 3 лет. Они могут засунуть «мелочь» в рот и поперхнуться.
- Массивные игрушки могут представлять опасность для малышей. Их вес не должен превышать 400 г для детей до 7 лет. Слишком большой игрушечный зверь может придавить ребенка, упав на него. И если игрушка в это время закроет лицо малыша, у него может не хватить сил ее сдвинуть и он может задохнуться.
Игрушки для творчества
Мозаики, материалы для лепки (тесто – для детей до 3-4 лет, а глина и пластилин для детей постарше) и рисования (мелки, краска, карандаши и прочее, аппликации и конструирования должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов. Как раз здесь можно использовать различные материалы такие как каштаны и желуди, семечки и крупа, нитки и вата, а так же множество других предметов.
Игрушки для развития движений ребенка
Здесь нужны мячи разных размеров, лошадки-качалки, каталки, качели, горки, лесенки, кегли, скамеечки для ходьбы, обручи, скакалки, самокаты, велосипеды.
Развитие социально-личностной сферы.
Для этого незаменима кукла. Желательно, чтобы была хоть одна кукла похожая на самого ребенка и куклы-дети разного пола (10-15 см). Кукле требуется кроватка, кухонная утварь, мебель и одежда. Нужны пальчиковые куклы, куклы для театра, животные, солдатики. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития – это ее открытость. Чем менее проработан образ – тем больше остается возможности представить, домыслить. Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент. Разнообразные атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, транспортные игрушки. Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль.
Нужно помнить, что игрушка должна быть для ребенка «источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни».
Что необходимо учитывать при выборе игрушек?
Выбирая игрушку для своего ребенка, обратите внимание на следующее:
• Безопасное покрытие. Краска не должна быть токсичной.
• Безопасная конструкция : игрушки с мелкими частями, острыми краями или отламывающимися деталями обычно небезопасны для маленьких детей. Игрушки, способные легко ломаться и рассыпаться, нередко бывают причиной ранения маленького ребенка.
• Безопасный размер : очень маленькие игрушки, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка, или игрушки с отъединяющимися деталями не подходят для ребенка до 3-х лет.
• Безопасный звук. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные. Громкие звуки способны повредить слух или просто-напросто испугать ребенка.
• Гигиеничность. Игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий. Особенно важно это для детей до 3 лет,
Соответствует ли игрушка возрасту
В процессе игры (это основная деятельность) ребенок развивается и для каждого возраста существует такой вид деятельности, при помощи которой ребенок переходит на новую ступень развития. Для детей от 1 до 3-х лет такой деятельностью является предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер и расположение отдельных деталей. Поэтому малышам от года до трех необходим максимум игрушек для формирования навыков предметной деятельности и минимум для формирования социально-личностной сферы. А в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, и здесь должно быть максимум игрушек для формирования социально-личностной сферы и творчества. Игрушки для развития движений ребенка должны присутствовать всегда.
Если игрушка не соответствует возрасту и потребностям малыша, то ребенок не сможет использовать игрушку по ее прямому назначению, теряет к ней интерес, и следовательно не решаются задачи развития. Например, сложные технические игрушки или хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложной траектории ему пока не под силу, а к тому времени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной. К тому же движущиеся цветные дорожки и фигурки, так хочется обследовать и познать из чего состоит и как устроено, поэтому не удивительно почему двухлетний ребенок сломал такую сложную технику.
Эстетические и культурные требования.
Будет ли игрушка способствовать развитию у ребенка чувства прекрасного или выработает дурной вкус? Важный момент в оценке игрушки — её связь с окружающей общественной жизнью. Игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.
Психологические и нравственные требования.
Какие чувства вызовет новая игрушка у ребенка - нежность или агрессию, желание заботиться или стрелять по ней из пистолета? Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное отношение к живому. Очень полезны игрушки, в которые можно играть нескольким детям одновременно, - настольные и спортивные игры или, например, конструктор. Такие игры развивают у детей умение сотрудничать.
И помните:
1. любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Во время включения в игру новой или старой, но позабытой игрушки родители должны спросить : знает ли ребенок, как она называется, показать как и где с нею можно играть: на полу, на столе, в ванной, на улице. Затем игрушка, которая заинтересовала малыша передается в его свободное пользование.
2. для правильного развития ребенка игры надо усложнять постепенно, в соответствии с уровнем развития игровой деятельности.
3. игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. Большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться — он хватается то за одно, то за другое, так играть трудно. Часть игрушек можно и нужно периодически от ребенка прятать, чтобы он о них забыл. И когда вы их снова достанете, он воспримет их как новые, игрушки снова будут «работать».
4. самая восхитительная, сказочная игрушка не заменит ребенку общения с вами.