Елена Коробова
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду — важный период в жизни малыша и родителей»
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья малыша : физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация к детскому саду — важный период в жизни малыша и родителей“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Поступление ребенка в детский сад всякий раз связано с большими психологическими трудностями для всей семьи, как для родителей, так и для ребенка. Для ребенка-это сильнейшее психологическое переживание. Так малыш из знакомой и привычной ему домашней атмосферы резко погружается в дошкольную ему не понятную среду, где вся обстановка для него новая: непривычно большое количество сверстников и воспитателей, новые формы общения, четкий режим дня, отсутствие родителей. Совокупность этих факторов вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Поэтому и педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.
Так как все дети индивидуальны, и все они по-разному переносят проблемы, связанные с адаптацией к каждому из них нужен индивидуальный подход.
Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:
Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;
• Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;
• Наличие интереса к предметном миру;
• Частота и длительность острых вирусных заболеваний.
Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.
При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.
Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.
Так воспитатели совместно со специалистами советуют родителям заранее подготовить ребёнка к посещению ДОО.
-У родителей ребёнка должно быть позитивное настроение при посещении дошкольного учреждения, которое передается малышу.
-Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Выработать с ребенком «ритуал» - порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом.
Например, уходя, мама всегда:
• целует и говорит, куда уходит и когда придет;
• если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
• передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
• уходит.
Такое поведение учит ребенка доверять взрослым: малыш хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
-Расскажите сыну или дочке, с кем он останется и, главное, что будет делать: "Ты будешь с воспитателем Еленой Игоревной и другими детками. Вы покушаете, потом погуляете, потом поиграете, а потом будете меня вместе встречать".
-Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте. Даже если ребенок ни о чем не просит, приносите ему время от времени какую-нибудь маленькую приятную вещицу (печенье, конфетку, яблоко, сок, чтобы он чувствовал, что где-то далеко от него вы о нем помните и готовитесь к встрече.
-Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
-Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.
-Как можно раньше сообщить и воспитателям о личностных особенностях малыша.
-Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
-Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
-Покажите ребенку свое доверие и уважение к воспитателям, желание с ними взаимодействовать. Тогда и ребенок будет спокоен.
Мы надеемся, что наши советы помогут Вам и Вашему малышу легче адаптироваться в детском саду!