Наталья Жукова
Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Вот и настал тот момент, когда происходит первое знакомство ребенка с миром и обществом. Малыш пришел в ясли. Чего стоит опасаться, к чему готовиться в первую очередь мамам и папам? Не секрет, что далеко не все дети, а тем более родители, готовы к этому важному событию. Но, поскольку каждому малышу рано или поздно придется все-таки социализироваться, хочу дать несколько советов и рекомендаций родителям нового члена общества.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация детей раннего возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Человек – существо «общественное». Да, конечно бывают некоторые физиологические, психологические и прочие причины, по которым ребенок в общении и обществе не нуждается. Но если рассуждать, используя «среднюю температуру по больнице», то каждый ребенок должен вступить в социальное взаимодействие с другими людьми, большими и маленькими. Это базовая психическая потребность в общении, понимании, коммуницировании.
С рождения и до поступления в ясли ребенок проходит несколько этапов своего развития, и к полутора – двум годам вырабатывает определенный «стиль» поведения, формирует привычки, «обрастает» стереотипами. В новом помещении, с посторонними взрослыми людьми, большим количеством незнакомых малышей стереотипы чаще всего разрушаются. Ребенок подстраивается под определенный режим, привыкает к новой пище, его приучают к горшку, он играет в другие игрушки. Абсолютно нормальная реакция на резкую смену стереотипов – стресс. Родители могут замечать, что даже у внешне спокойного малыша нарушается сон, эмоциональное состояние нестабильно, ухудшается аппетит, учащаются осечки с горшком, иногда происходит откат в речевом развитии- говорящий ребенок замолкает. Задача педагогов в кратчайшие сроки помочь малышу справиться со стрессом в детском саду, облегчить адаптацию, наладить эмоциональный и физический контакт (объятия, поглаживания). Все проводимые в яслях режимные моменты происходят только с согласия своего ребенка. Негативная реакция недопустима, поэтому родителям не стоит переживать, что ребенка «заставят» сесть на горшок, насильно накормят. Все режимные процессы протекают исключительно в игровой форме. Педагог, сумевший наладить контакт с ребенком, научит его всему – и ходить в туалет, и кушать ложкой, и собирать пирамидку. Это наше призвание, наша профессия, мы ей живем.
«Адаптация» родителей – не менее важная задача. Ребенок гибок, податлив, как глина в умелых, добрых и теплых руках. Мамы и папы – люди взрослые, с уже сформировавшимися страхами. Мой первый совет – отбросьте свой страх! Мы любим ваше солнышко и вашу радость. Ребенок не останется без помощи, наедине со своими детскими горестями. Доверьтесь нам. Вы УЖЕ доверили самое ценное, что у вас есть. Попытайтесь облегчить малышу адаптационный период любыми возможными способами. Будьте САМИ уверены в своем решении отдать ребенка в ясли. Ваша уверенность- это уверенный и спокойный ребенок. Разрешите взять в сад любимую игрушку (или любой другой атрибут, с которым малыш будет чувствовать себя уверенней). Всегда четко оговаривайте даже с полуторагодовалым ребенком свои действия, время возвращения. Ребенок не чувствует времени, для него это абстрактная величина, он мыслит другими категориями – покушать, порисовать, полежать в кроватке, погулять – и мама придет. Существует практика (конечно, при условии, что родители имеют возможность) устраивать выходной среди недели. Пятидневная «рабочая» неделя иногда может даваться нелегко, и отдохнуть совершенно не возбраняется. Если реакция малыша на расставание с мамой слишком эмоциональна, рассмотрите возможность его похода в сад с кем-то из родственников. Возможно, с бабушкой, дедом, тетей ребенку будет легче расстаться и адаптация будет проходить безболезненно.
Конечно, очень хорошо, если родители заранее «сдвинули» режим, приближая его к режиму ДОУ. Если этого не произошло, советую максимально сравнять все режимные моменты со временем, принятым в ДОУ и соблюдать их даже в выходные. Наблюдайте за физическим состоянием ребенка. Приболевший малыш чаще всего раздражителен, не идет на контакт, не играет, плохо ест.
Если адаптационный период затягивается, малыш по-прежнему плачет, не ест, не контактирует со взрослыми – не делайте скоропалительных выводов. Тяжелая (около полугода) адаптация и «несадовские» дети встречаются, но крайне редко. Поверьте, мы делаем все возможное, чтобы ваше солнышко улыбалось! Двери детского сада всегда открыты для вас, мы рады оказать вам любую помощь!