Наталья Мальцева
Консультация для родителей «Как характер ребенка зависит от вас?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему : «Как характер ребенка зависит от вас?»
Воспитатель: Мальцева Наталья Сергеевна.
Сентябрь 2016
Какими бы похожими ни казались маленькие дети, все они обладают собственным, неповторимым характером, наиболее яркие черты которого проявляются уже в первые годы жизни. От чего зависит характер ребенка, спросите вы?
Публикация «Консультация для родителей „Как характер ребенка зависит от вас?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Формирование характера не происходит в одночасье. На него во многом влияют следующие факторы: наследственность, воспитание, поведение родителей, окружение (детский сад, школа).
В начале жизненного пути у малыша есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он сознательно и несознательно копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже когда круг его общения расширяется, малыш с удивлением осознает, что в мире много других людей, больших и маленьких, которые могут вести себя совсем иначе, и он черпает информацию от общения с каждым из них.
Предлагаем рассмотреть основные свойства характера. Ими принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому- либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к себе (гордость, чувство собственного достоинства) и окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).
Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно привить ребенку самостоятельность и чувство собственного достоинства, но также и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.
Родители часто возражают : «Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разными. Что же поделаешь, родились с разными характерами».
Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное? Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка.
Сила нервной системы, или работоспособность. Одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения.
Равновесие, или баланс, процессов возбуждения и торможения. У одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые, у других – торможения (спокойные, их почти невозможно вывести из себя).
Подвижность, переключаемость нервных процессов. Один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования после сна.
Динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.
Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для них в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько схожих ситуаций – и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.
Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.
Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.
Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, мотивы поведения, послушание, любознательность и активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.
Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, нравственных мотивов поведения. Если эта задача будет решаться правильно, у ребенка появятся терпеливость, упорство, которых до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
В воспитании детей другого типа – возбудимых, неуравновешенных – родители предупреждают их вспыльчивость, развивают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Добиваясь от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему – ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую поддержку. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, т. е. качеств, которых ему не хватает. Взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, чтобы они стали устойчивыми чертами характера.
Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру «Называем все вокруг» с условием, что, как только встретиться прохожий, нужно замолчать.
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У них развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.
С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует привычке быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании) или напомнить, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать это. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.
В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают им только посильные задания и вовремя помогают. Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, следует помнить: нужно время на подготовку рабочего места, поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок обращает внимание на мелочи.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия. Нельзя запугивать чувствительных детей – им и так свойственны боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре «Разведчики»). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, возьмет в свои. Одобрите его действие: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего страх, неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так, вы не станете его ругать и говорить: «Вот всегда у тебя так».
Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, со временем благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.