ирина колосова
Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная педагогика отмечает большие познавательные возможности игрушки, рассматривает ее как одно из важных средств воспитания ребенка.
Игрушка прежде всего удивляет малыша, а это чувство, по словам А. М. Горького, есть начало понимания и путь к познанию.
Игрушка помогает ребенку знакомиться с окружающим миром, через нее он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении.
Темочки:
Интерес к игрушке зависит не только от силы привычки, он может возникнуть и на основе впечатлений, на основе тех знаний, которые уже есть у него. И напротив, игрушки могут стать источником новых знаний и интересов, помогут сформировать те положительные нравственные качества, которые еще не сложились в детском характере.
Игрушки имеют особое значение в жизни детей, так как являются стимулом к игре, ее организации, началом : кукла побуждает играть в дочки – матери, машина – в шофёра. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребенок получает возможность комбинировать свои представления и активно усваивать новые впечатления.
Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают игрушки, изображающие людей и предметы реального мира : животных, птиц, средства передвижения, предметы техники и т. д. с ними у дошкольников ассоциируются определенные представления, оживляют в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт.
Игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они помогают войти в роль, создать мобильный образ, осуществлять задуманное. Игрушка помогает сделать действия детей реальными.
По мере развития ребенка меняется его отношение к игрушкам. Он начинает отбирать те, которые помогут ему реализовать свой замысел.
Н. К. Крупская говорила : «Мы должны подойти к вопросу об игрушках с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно… Надо наблюдать, на что направлена его самодеятельность, и давать те игрушки, которые стимулируют самостоятельность, организуют ее, направляют в определенное русло».
Отношение детей к игрушкам нельзя сравнивать с отношением к различным, даже очень нужным предметам. Ребенок не просто играет игрушкой. Он одухотворяет ее, воспринимает как друга, с которым можно поделиться своими радостями и переживаниями. Игрушка полностью подвластна ребенку, его фантазии. Он может превратить любимого мишку то в моряка, то в шофера.
В различных игровых ситуациях одни игрушки несут определенную эмоциональную и смысловую нагрузку (посуда, телефон, стиральная машинка и др., имеют строго определенное назначение, другие (куклы, животные, машины) наделяются содержанием в зависимости от их роли.
Игрушки можно классифицировать на несколько групп. Большая часть игрушек :
• Образные. Это не точные копии людей, животных, а созданные умельцами образы реальной действительности или сказочные (кукла, фигурки мишки и др.)
• Транспортные, их очень много (легковые и грузовые автомобили, заводные). Каждая техническая игрушка несет ребенку информацию о «большой технике», рассказывает о тех действиях, которые производит данная машина.
• Умные (дидактические). Это особая категория игрушек, специально созданных для развития умственной деятельности ребенка. Играя с ними, он учится различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов, получает представления о количестве и качестве предметов.
• Спортивные (мячи, обручи, детские велосипеды, скакалки и т. д.). эти игрушки развивают детей физически.
• Театральные (куклы бибабо) – одни из самых живых и веселых игрушек. Они развивают воображение, речь ребенка.
• Музыкальные (балалайка, пианино, погремушки, барабан и т. д.) – развивают слух и внимание у детей.
Все игрушки, независимо от их классификационной принадлежности, нужно группировать так, чтобы они своими размерами соответствовали друг другу, росту ребенка и тому стационарному предметному окружению, в котором играет ребенок.
Исследования по вопросам игры и игрушки показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Младшие дошкольники часто выбирают роль в зависимости от наличия тех или иных игрушек. Кукол – детей, например, одевает и кормит из чашки «мама», больных мишек лечит с помощью градусника «доктор», на грузовике везет кубики «шофер» и т. д.
На четвертом году жизни дети требовательнее к набору игрушек, они обязательно ищут нужную игрушку для задуманной игры и знают. Что собака сторожит построенный дом, а живет в нем матрешка или резиновая кукла.
Дети 5 – 6 лет осуществляют игровые действия тоже чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами : всевозможные шапочки, бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии.
В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки : сюжетные (куклы, мебель, посуда, технические (транспорт, конструктор, игрушки – «орудия труда» (совочек, молоток, грабли, лопатка).
Каким же требованиям должны удовлетворять игрушки независимо от того, детям какого возраста они предназначаются? Прежде всего это педагогическая содержательность, поскольку игрушка – одно из действенных средств всестороннего воспитания ребенка. Она должна соответствовать возрастным особенностям психического и физического развития ребенка, быть средством формирования положительных черт личности. При подборе игрушек необходимо учитывать и качественные преобразования игровой деятельности детей в зависимости от их возраста.
Список используемой литературы :
1. Е. А. Коссаковская «Игрушка в жизни ребенка»
2. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик «Воспитание детей в игре»