Анна Яровая
Консультация для родителей «Развитие памяти у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие памяти у детей»
«Самое важное время для развития памяти – это время до школы»
Д. Б. Эльконин.
Память – это способность принимать новую информацию и сохранять ее. Память ребенка кратковременная и непроизвольная. Это означает, что ребенок хранит в памяти информацию меньший период времени, чем взрослый, и запоминает не произвольно – т. е. не прилагая каких – либо усилий и специально сформированного образа. Чаще всего ребенок запоминает только наиболее эмоционально окрашенные моменты. Что бы ребенок начал сохранять информацию наиболее длительный период времени необходимо развивать долговременную память. Кроме того память бывает зрительной и слуховой.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие памяти у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок будет не в состоянии выполнить всё, что вы от него требуется. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации. Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице во время прогулки, в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Занятия должны проходить ярко и эмоционально. Ребенку будет трудно запомнить то, что ему не интересно. Чаще всего интерес у него приходит в игре. Примеры игр приведены ниже.
Игры для развития зрительной памяти :
• «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте ребенку время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
• «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее, а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
Упражнения для развития слуховой памяти :
• «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
• «10 слов». Предложите ребенку запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
• Пересказы.
• Заучивание песен и стихотворений.
• «Вспомни, как прошел день».
Развитие ассоциативной памяти :
• «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
• «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите ребенка вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.
Игры для развития двигательной и тактильной памяти
• «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
• «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте ребенку чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
• «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь ребенку максимально раскрыть свои способности.