Мария Великжанина
Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка в семье через экологическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях особо актуальны темы развития речи и экологического воспитания. Процессы экологического воспитания и образования находятся в постоянном взаимодействии. Особо важное значение в становлении высоконравственного отношения человека к природе имеет экологическое воспитание в семье. Здесь закладываются основы гуманного отношения природе.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи ребёнка в семье через экологическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Экологическое воспитание в семье во многом зависит от родительского авторитета, от того, как в семье в целом и каждый взрослый в отдельности реагируют на сохранение природной среды дома, в парке, в поле, в лесу, на отдыхе и т. д. Семейная жизнь, работа родителей, их поведение формируют первые ростки детского отношения к природе и человеку. Собственное поведение родителей и влияние их на детей – «самая решающая вещь». О важном значении семейного воспитания В. А. Сухомлинский говорил : «Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старшие, это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте ни кто». Другими словами каждое слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, которые видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Родители должны осознавать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. К примеру, сложно объяснить ребенку, что нужно беречь природу, если сами родители этого не делают.
Так как же экологическое воспитание влияет на развитие речи? Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. При общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное. Богатый и разнообразный словарь ребенка – основа развития связной речи, составляющей из правильно составленных предложений. Чтобы ребенок составил сложное предложение,он должен понимать связь, закономерность, которую хочет передать в речи, например «когда снег мокрый, из него можно лепит», «когда наступает осень, листья опадают, это – листопад». Подобные предложения составленные детьми постепенно переходят в их активную самостоятельную речь. Таким образом разнообразие наблюдений за явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше родители будут использовать эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становиться речь ребёнка. Задача взрослых не только помочь познакомиться с миром природы, показать своё доброе, правильное отношение к окружающему, но и доступно объяснять, почему нужно любить и беречь всё живое. Постоянное общение ребенка с природой, животными дает заметный оздоровительный эффект, помогает снять психологическую напряженность, стрессы, настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому, обогащает речь, формирует пассивный и активный словарь, развивает умение устанавливать причинно следственные связи, развивает не только связную речь,но и монологическую.
Для того чтобы осуществить процесс развития речи через экологическое воспитания в условиях семьи родители могут:
-Показывать познавательные фильмы о жизни животных и обсуждать с ребенком увиденное, делиться своими впечатлениями.
- Читать художественную литературу о природе (рассказы Пришвина, Бианки, Ушинского)
-Разучивать пословицы, скороговорки, стихи
- Отгадывать и придумывать загадки о растениях, животных и т. д.
-Познакомить с природными приметами,например( «Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде» или «Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде» и т. д.)
- Вместе с ребенком ухаживать за комнатными растениями и домашними животными
- Совершать совместные прогулки в лес, парк, на речку и т. д.
-Наблюдать за повадками птиц, насекомых, животных и т. д.
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи ребенка можно использовать дидактические экологические игры такие как: «Что опасно для природы», «Отгадай, что за растение», «Когда это бывает», «Кто, где живет», «Кто, чем питается», «Съедобное –не съедобное» и многие другие.
Чтение экологических сказок( «Кто вырастил ягодку», «Почему льдинка исчезла», «Почему на крыше сосульки» и др.). помогут родителям дать ребенку реалистические представления об окружающем мире, развить мыслительную деятельность и словарный запас ребенка.
Особое внимание хочется уделить словесным экологическим играм, которые родители могут использовать по дороге в детский сад, ожидая транспорт, в дальних поездках. Словесные игры помогут скрасить досуг, разнообразить прогулку. Эти игры не требуют каких либо условий, оснащения и подготовки.
«Назови лишнее»
Взрослый называет слова, например: «лиса, белка, кот, медведь», а ребенку предлагается угадать и объяснить, почему это слово лишнее.
«Назови одним словом»
Гусь, утка, селезень…. птицы
Клубника, земляника, малина…. ягоды и т. д.
«Что делают животные»
Взрослый называет животное,а ребенок произносит глагол, который можно отнести к этому животному.
Мышка…пищит, бегает, грызет, прячется, роет.
Уж…ползает, шипит, извивается, жалит ….
«Что бывает круглым в природе»
Планеты, ягоды, апельсин, яблоко, луна….
«Кто где живет?»
Медведь в…берлоге
Собака в …конуре
Белка в …дупле и т. д.
«Слова»
Родитель и ребенок по очереди называют слова объединенные одной темой, например, деревья, цветы, ягоды….
«Угадай, кто это?»
Взрослый произносит слова, а ребенок отгадывает, к какому животному это подходит:
-Бодается, мычит, пасется? (корова)
-сторожит, тявкает, играет (собака)
«Доскажи словечко»
Взрослый называет фразу,а ребенок заканчивает, например:
-у коровы теленок, а у лошади….(жеребенок)
Собака лает,а волк…. (воет….
Другими словами, существует огромное количество способов, которыми родители могут воспользоваться для того, что бы привить экологическую культуру и развить речь своим детям, главное,что бы родители сами имели желание и понимали важность этого процесса.
Спасибо за внимание!
-