Татьяна Чуракова
Консультация для родителей «10 семейных заповедей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети не выбирают родителей, они принадлежат им фактом появления на свет. Поэтому очень важно, чтобы родители были приняты, узаконены собственными детьми. Это происходит обычно в отроческие годы, и горе тем родителям, которых дети в эти годы не признали своими родителями, заслуживающими уважения и любви.
Родители должны уважать своих детей, но, уважая детей, надо уважать и самих себя. Для этого полезно в отношениях с детьми руководствоваться следующими десятью заповедями.
1. Принимайте ребенка таким, каким он есть.
Публикация «Консультация для родителей „10 семейных заповедей“» размещена в разделах
Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого ребенка, независимо от их качеств, родители должны с любовью принять, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.
2. Никогда не приказывайте по прихоти.
Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить малыша по пустякам – значит оглуплять ребенка: он уже не сможет отличать мелочь от серьёзного проступка. И в то же время нельзя пройти мимо этого проступка, ибо ребенок не сможет выработать у себя понимание цены проступков, их последствий. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться отличать поступки и ошибки от проступков. Вот как эту заповедь сформировал в своем стихотворении Евгений Евтушенко:
Не надо говорить неправды детям,
Не надо их в неправде убеждать,
Не надо уверять их, что на свете
Лишь тишь, да гладь, да божья благодать.
Ошибок не прощайте, их узнавшим,
Потом они повторятся стократ.
И нас потом воспитанники наши
За то, что мы прощали, не простят
3. Никогда не принимайте решения в одиночку:
каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. И отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигли дошкольного возраста, следует и их включать в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.
А. С. Макаренко в «Книге для родителей» характеризует взаимоотношения в разных семьях. В семье Пыжовых все вопросы решаются на семейном совете, даже финансовые. Он с любовью описывает быт этой семьи, ту счастливую и радостную атмосферу, царящую здесь. Отец Иван Прокопьевич так говорил:
- Ничего я не придумал! Семья – это дело и хозяйство, разумеется. Деньги поступают и расходуются, это не я придумал. А раз деньги – должен быть порядок. Деньги тратить в беспорядке можно, только если ты их украл. А раз есть дебет и кредит, значит, есть и порядок. Чего тут придумывать? А кроме того – такое обстоятельство: дети. А когда же их учить? Теперь самое и учить.
Больше всего удивляло Макаренко то, что Иван Прокопьевич не завел себе никакой бухгалтерии. Он ничего не записывал и детей к этому не приучал. По его словам, в семье это лишнее:
- Запись нужна для контроля. А нас семь человек, сами себе и контроль. А приучи к записи, бюрократами и вырастут, тоже опасность.
4. Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей.
Особенно вредны для детей шумные и бурные скандалы между родителями : от них дети страдают больше, чем сами родители.
Вот характерное описание таких скандалов в стихотворении Дмитрия Орлова:
И начинается!
Легко и запросто,
Как от паденья
Спички на поленья:
Все, что накоплено
За годы «радости» -
От неизбывности
До исступления…
Гремя раскатами,
Сверкая молнией,
Вы произносите
Слова известные,
Что вы все чуяли,
Что вы все поняли,
Что жизнь испорчена
(Поставлен крест на ней);
Что вы не слушали
Предупреждений всех…
Как жаль, что молодость
Живет с наивностью.
И никуда теперь,
Увы, не денешься;
Упряжка катится…
Уже не вылезти.
Затем вы курите.
Затем расходитесь:
Сперва по комнатам,
Потом – внутри себя.
Но перемирие
Кров не находит здесь,
Вы вновь сближаетесь,
Еще сильней кипя.
Вы оба мучитесь,
Вы оба ранены.
Но это внутреннее,
А местью движимы,
Вы оба – «первые»,
Вы оба – «крайние».
И на пол падают
Слова некнижные.
Вы измеряете
Все дни заплечные
Лишь злом,
Обидами да пересудами.
И, разъяренные,
Друг в друга мечете
Сначала фразами,
Потом – посудою…
Потом вы плачете
И обнимаетесь,
В совок собрав
Фаянсовое крошево.
Сглотнув истерику,
К тахте бросается,
Где повторяете
«Фрагменты» прошлого…
…И вот вы мирные
(Бог весть когда
Еще опять зачешется).
Теперь – замазывать,
Теперь – отстирывать,
Ну и так далее.
Тахта продержится.
5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто
задает каверзные вопросы и противоречит.
Разговаривайте, вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем отпуске и т. д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья – первая среда для приобщения ребенка к социальной жизни.
6. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.
Реклама - это бич- осаждает нас, наши дети, в свою очередь, соблазнившись рекламой, осаждают нас. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки – их надо заработать.
7. Во всем нужно действовать собственным примером.
Личный пример, зовущий к подражанию, - это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребенку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добить аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается.
8. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все
делайте сообща.
Семья – это частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределить. Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не слугой.
В раннем детстве важно приучить детей к чистоте. Поэтому следует
установить особые правила уборки, которую должны выполнять дети.
В наших глазах и в глазах детей режим должен быть целесообразным, разумным. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то они должны понимать, что такой порядок необходим, чтобы облегчить работу по приготовлению к обеду и уборке после обеда, а главное, чтобы всей семьей собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей, производящих продукты, из уважения к труду родителей, на деньги которых продукты покупаются.
9. Держите двери дома открытыми.
Дети не должны чувствовать, что они привязаны к дому веревкой. Они должны быть свободными и чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть открыты для входа друзей детей, для выхода детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Необходимо доверять детям, но они должны научиться быть свободными, ведь это совсем непросто. Деликатно, уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, дети ничего не будут скрывать от родителей, и родители сумеют вовремя предостеречь детей от необдуманных поступков.
10. Устранитесь в положенное время. Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешать им в этом. Ведь одно из назначений семьи – выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, развить и отдать это лучшее на общее благо. Воспроизводство жизни во всех ипостасях и ее изменении к лучшему – общая и конечная цель совместной жизни мужа и жены. А ваши дети, отделившись от вас, начав свою самостоятельную жизнь, начнут новый цикл жизни, для того чтобы
жизнь никогда не кончалась.
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский, рассматривая вопрос о семейном воспитании, особо подчеркивал роль детского труда в семье. Он приводит в пример отца троих детей Петра Григорьевича. Когда его попросили рассказать, как он воспитывает своих детей, ответил так: «Трудимся мы вместе с ними, детьми – вот, наверное, и все воспитание. Сами они воспитываются, потому что трудятся. Мы с женой так думаем: труд – самая заботливая и самая верная нянька. Она самая строгая и самая требовательная».
Василий Александрович замечает: «В этих словах выражена мудрая система педагогических взглядов трудового народа. Не бойтесь детского труда, дорогие родители, не оберегайте то него своих малышей! Пусть не тревожит вас то, что ребенок отнес для поливки цветов и винограда одно маленькое ведерко воды, другое, третье, четвертое, что он вспотел и устал, - этот труд для него истинная радость, не сравнимая ни с какими другими радостями мира. В этом труде постигается не только окружающий мир. Человек постигает самого себя. А самовоспитание в детстве и начинается с узнавания самого себя, при этом узнавание должно быть радостным: пятилетний мальчишка, вырастивший куст роз, с изумлением глядит не только на творение своих рук – дивный цветок – но и на самого себя: «Неужели это сделал я?» Ребенок, постигая ни с чем не сравнимое счастье труда, познает себя, становится другом, единомышленником, помощником матери и отца в воспитании».
Сухомлинский обещал внимание родителей еще на одну важную сторону воспитания детей. Он указывал, что, как только ребенок открыл глаза на мир, как только осознал себя, ему чего-то хочется. Потребности – двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадежным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит еще более страшное бедствие–нежелание трудиться.
В тех семьях, где единственный двигатель познания и освоения мира – детское желание, постепенно превращающееся в каприз, дети лишены настоящего счастья.
В хороших семьях принят такой закон: только ребенок на ноги поднялся - работай. И не только на себя, но и для людей.
Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами отца, учатся отца уважать, почитать мать, бабушку, женщину, человека. Искусство воспитания в таких семьях состоит в том, что моральное богатство создается взаимоотношениями, где тесно переплетаются любовь и добро со строгим долгом и трудом, с личным примером.
В этой связи следует особо сказать о роли отца в воспитании детей.
Во многих семьях складываются такие отношения, когда мама ухаживает, кормит и воспитывает детей, а отец лишь материально обеспечивает их.
Разумно ли такое распределение ролей в семье? Конечно, нет, ибо влияние отца, мужчины на детей отличается от влияния матери, женщины.
Характер, особенности мышления мужчины и женщины несколько различны. Для развития интеллекта ребенка необходимо влияния на него обоих типов мышления – мужского и женского, что связано с обязательным участием отца в воспитании. Наиболее мужественные сыновья вырастут у заботливых и нежных отцов.
Конечно, влияние отца, его непосредственное участие в воспитании детей–мальчиков и девочек – зависит от его положения в семье: является ли он настоящим, добрым и в то же время сильным руководителем семьи, разделяющим свое руководство с супругой, или он авторитарный деспот, склонный к наказаниям. Только в первом случае роль отца будет положительной.
Роль и влияние отца на детей зависит от того, имеет ли отец авторитет в обществе, на работе, удовлетворен ли он своим статусом. Эта удовлетворенность, этот авторитет незримо присутствует в отношениях отца с детьми.
В заключении хочется привести мысли о воспитании Льва Николаевича Толстого:
«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей… Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как самому жить? Потому что не знаю не одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают, и учатся, то дети будут тоже делать.
Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей. Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у родителей скрытая от них жизнь и есть показная. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях. В этом вся трудность и вся борьба с детьми. Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям.
И поэтому все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т. е. самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны.
Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание…
Я полагаю, что первое и главное знание, которое свойственно прежде всего передавать детям, - это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях, дурным?»
Педагог-психолог: Чуракова Т. В.
Воспитатель: Макарова М. Г.
«Игра в детском возрасте»
Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. В самом младшем возрасте ребенок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы элементарного самообслужи-вания.
Игры бывают разные, но все они имеют два общих признака. Во-первых, всякая игра направлена не на достижение какого-то практически значимого результата, а на сам процесс игры, на переживания играющего. Во-вторых, в игре план воображаемый преобладает над реальным. По-этому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений, вовлеченных в игру вещей, а по логике того игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.
Поэтому неверно, когда манипулирование младенца с погремушкой называют игрой, ибо погремушка в руках младенца не имеет никакого особого игрового смысла. Здесь нет воображаемой ситуации, не совпадающей с наличными предметами.
В игре же ребенок создает мнимую ситуацию. Впервые эту мнимую ситуацию создает взрослый в процессе общения с ребенком где-то в конце его младенчества — начале раннего детства. Например, часто можно наблюдать игру в прятки, когда ребенок просто закрывает ладошками глаза, а взрослый с подчеркнутой интонацией крайнего удивления спрашивает: «Куда девался малыш?» К обоюдному восторгу пропажа быстро обнаруживается и игра продолжается. Ребенок снова как бы «прячется», прикрывая глаза ладошками, и как бы вновь «находится», когда убирает руки от своего лица.
Такая же мнимая ситуация создается впервые в традиционных «ладушках», «козе» и т. д. Во всех этих случаях родитель создает расхождение видимого и смыслового поля с явным преобладанием последнего, тем самым и создается мнимая ситуация.
Игра приносит ребенку радость. Это либо радость творчества, либо радость победы, успеха. В работе, в производительном труде ребенок еще не может проявить творчество, ощутить успех, победу, в чем он очень нуждается для неосознаваемого самоутверждения. В игре же он может получить радость и творчества, и открытия чего-то нового, и успеха.
Родители должны руководить игрой детей. Однако некоторые родители допускают ошибки в этом важном деле. Одни из них просто не интересуются игрой детей. У таких родителей дети играют когда хотят и во что хотят. Но далеко не всякие игры полезны. Другие родители чересчур часто вмешиваются в игру детей. В этом случае дети лишены возможности проявить в игре свое творчество. Третьи родители считают, что самое главное заключается в количестве игрушек. А ведь дело не в игрушках, а в процессе самой игры. Обилие игрушек приводит к тому, что дети просто ломают эти игрушки и без увлечения переходят от одной игрушки к другой.
Игрушки бывают следующих видов:
готовая, механическая или простая (куклы, машинки, лошадки и т. д.);
полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки (разные картинки с вопросами, разрезные картинки, кубики, ящики-конструкторы, разборные модели и д/г);
материал для игр — глина, песок, пластилин, куски материи, бумага, картон, проволока, гвозди и т. д.
У каждого вида игрушек есть свои достоинства и недостатки.
Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка си сложными идеями и вещами, она подводит его к вопросам техники. Поэтому такая игрушка вызывает широкую деятельность воображения.
Игрушка второго типа хороша тем, что она ставит перед ребенком какую-нибудь задачу, которую ребенок никогда не смог бы сам поставить, и требует решения этой задачи.
Игрушки третьего типа — различные материалы — самый дешевый и самый благородный игровой материал. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности. Этот материал может быть использован ребенком для создания самых разнообразных игр, для развития конструкторской и трудовой деятельности.
Наилучший способ использования игрушек — когда они все комбинируются, но не в избыточном количестве.
Важнейшим событием в процессе развития ребенка является возникновение самостоятельной игровой деятельности. Ребенок двух с половиной-трех лет начинает играть сам, уже не вовлекая в эту деятельность взрослого. И первой такой игрой является предметно-режиссерская игра.
Режиссерская игра детей раннего возраста очень похожа на предметно-манипулятивную деятельность, однако это не просто манипуляции с предметами, а самая настоящая игра. Ребенок наделяет предметы, с которыми он играет, игровым смыслом. Так, например, ребенок возит по столу кубик, издавая при этом звуки работающего мотора, подает сигналы, объезжает препятствия; кубик выступает в роли автомобиля, а сам ребенок — в роли режиссера постановки этой игры.
Почти одновременно с предметно-режиссерской игрой или несколько позже возникает и другой вид игры — образно-ролевая. В ней ребенок принимает на себя роль — он становится персонажем-образом. Игра состоит в том, что ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. Например, мальчик скачет на палочке, воображая себя всадником, а палочку — лошадью. В таких играх ребенок как бы «изнутри» познает объекты окружающего мира, отождествляя себя с ними. Например, малыш, сидя задом наперед на стуле, крутит воображаемый руль, рычит мотором, имитирует скрип тормозов, сигналит, объявляет остановки и т. д. В этой игре ребенок является сразу и машиной и шофером.
В следующем виде игры, которая возникает у детей в начале дошкольного возраста, — сюжетно-ролевой игре — главными становятся человеческие роли и отношения, которые разыгрываются в ходе этих игр.
Для становления сюжетно-ролевой игры имеет большое значение широко распространенная игра детей с куклами. Ведь с куклой играть проще, чем со сверстниками, ибо кукла не обижается, не бросает играть, если ей становится неинтересно, не говорит, что так делать нельзя, не навя-зывает своего образа действий и с ней не нужно согласовывать свой замысел игры. В этом смысле кукла — идеальный партнер по совместной игре.
В ролевой игре с куклой ребенок должен научиться «видеть» партнера. Что делает девочка, носящая на руках свою куклу? Она осваивает поведение и чувства будущей матери. Стержнем ее переживаний и действий является забота о ребенке — кукле. Родители, наблюдая за игрой дочки с куклой, в нужных случаях могут подсказать ей, что надо делать с куклой-ребенком: перепеленать, умыть, одеть и т. д.
Научившись видеть в кукле живого ребенка, требующего постоянного внимания и заботы, дошкольник овладевает главным условием совместной сюжетно-ролевой игры, где уже несколько детей разыгрывают сложные ситуации, которые они могли наблюдать в окружающей жизни (покупка и продажа товаров, посещение врача и оказание помощи больным и т. д.).
Следующий и самый сложный вид игры — игры по правилам. К ним относятся большинство настольно-печатных, подвижных, спортивно-соревновательных и других как детских, так и взрослых игр, в которые могут играть и дети. Овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. И это очень важно, так как деятельность детей в это время приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности — учебной.
Игра детей является формой организации их жизни, при этом не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте. Младшие школьники, как только они оказываются предоставленными самим себе, тут же объединяются в игровые коллективы и пользуются малейшей возможнос-тью, чтобы начать играть. В ранцах многие дети приносят в школу куклы и другие игрушки и играют ими в одиночку или коллективно не только на переменах, но и на некоторых уроках, украдкой от учителя.
Игра имеет важное значение в жизни человека— она является подготовкой к труду. Поэтому родители, руководя детской игрой, применяя различные методы на разных ее стадиях, оказывая помощь ребенку в трудных случаях, должны предоставлять ребенку как можно больше самостоятельности.