Татьяна Пономарева
Консультация для педагогов «Обучение в движении»
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие - это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития. С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения.
Публикация «Консультация для педагогов „Обучение в движении“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Образовательный процесс для ребенка представляет собой восприятие и усвоение предложенной информации.
Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, запахов и т. д. Вот их наиболее распространенное распределение:
Уши - лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает.
Глаза - 30% того, что малыш видит - он усваивает.
Рот - 70% того, о чем мы говорим - откладывается в памяти.
Руки - 90% от того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз - он усваивает.
Как видите, дети лучше усваивают материал, попробовав это сделать. Конечно, умственное развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме, но, в связи с преобладанием у детей дошкольного возраста наглядно-действенного мышления, доминирующим способом усвоения информации ребенком является восприятие через ощущения, чувства и движение. Дети всё стремятся исследовать на ощупь, предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать, для них трудно концентрироваться и быть внимательными на протяжении длительного времени, долго сидеть неподвижно, так как в этом случае они устают, внимание их рассеивается. Наша задача - помочь своим воспитанникам быстрее и лучше познать мир, максимально развивая их умственные способности. Поэтому при организации образовательного процесса мы должны чередовать умственные и физические нагрузки, поддерживать достаточный уровень двигательной активности детей, удовлетворять их потребности в движениях.
Почему в течение нескольких веков все педагоги упорно добиваются на уроке от детей неподвижности и молчания? Потому что руководить процессом обучения детей, при этом разрешать им двигаться, говорить, перемещаться, играть, выражать эмоции, задавать вопросы, не дожидаясь, когда дадут слово, — это высший педагогический пилотаж. И этому не обучают в педвузах.
Поспорим с некоторыми мифами.
Миф 1. Некоторые дети неуправляемы! Есть группы, в которых невозможно установить дисциплину.
Все дети управляемы. Все дети вменяемы. Для доказательства: в каждом детском саду есть группы, которые одного воспитателя слушают затаив дыхание, а у другого «ходят на головах».
Миф 2. В тишине дети лучше усваивают материал.
Лучше усваивается та информация, для усвоения которой задействованы разные системы организма (и слух, и зрение, и речь, и движение). А это невозможно в полной тишине.
Миф 3. Играть уместно только в свободное от занятий время. На занятиях надо учиться!
Игра как часть занятия – это лучший способ надёжно оставить информацию в голове ребенка. Потому что игровой интерес вызывает максимальную концентрацию внимания. А внимание обеспечивает проникновение информации в сознание.
Миф 4. Движение отвлекает ребёнка от обучения.
Если движение никак не связано с обучением, то оно может отвлекать. Но если мы сумеем сделать движение одной из методических составляющих нашего занятия, наши воспитанники будут намного быстрее запоминать, намного радостнее заниматься, намного лучше себя чувствовать на занятии физически.
Можно сравнить это с ситуацией, когда маленький ребенок в 5-7 месяцев активно вырывает ложку у мамы и хочет сам орудовать ею. Но мама ценит чистоту и порядок. Ложку забирает и кормит сама. К году ребёнок надёжно привык лишь открывать рот во время трапезы.
Добавить движение в занятие – это позволит сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для детей, так и для педагогов.
Ни одна из функций мозговой деятельности не должна «стоять на паузе» во время занятия. Мало слушать и писать. Нужно и прыгать, и проговаривать, и хлопать, и подбрасывать, и ловить, и дуть, и петь, и топать, и танцевать, и шептать, и угадывать на ощупь, и успевать на скорость, и бросать, и приседать, и смеяться. И в каждом случае будет работать определённый участок мозга.
Именно это важно – включить все лампочки гирлянды.
Воспитатель должен знать о необходимости и пользе участия всего тела ребёнка в процессе обучения.
Мы не должны «отбирать ложку»!