Лучший педагог года

Эмоциональное выгорание как фактор, влияющий на эффективность профессиональной деятельности

Гульсина Хайрутинова
Эмоциональное выгорание как фактор, влияющий на эффективность профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Цель. Освоение знаний о профессиональном стрессе, синдроме эмоционального выгорания.

-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня я ознакомлю вас с некоторыми проявлениями профессионального стресса : выгорание, синдром хронической усталости.

Явление выгорания проявляется в виде целого ряда симптомов, которые образуют так называемый синдром профессионального выгорания.

Что это за синдром и почему он возникает?

Публикация «Эмоциональное выгорание как фактор, влияющий на эффективность профессиональной деятельности» размещена в разделах

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.

Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто, как говорят, «организм потребовал».

Выделяют три стадии развития стресса:

Первая стадия — на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями) : «не хочется видеть»

Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они являются главными факторами риска при проявлении и обострении многих заболеваний. Наиболее часто встречаются сердечнососудистые заболевания (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь, заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, снижение иммунитета.

Стрессовые ситуации могут вызвать:

Психосоматические заболевания - болезни или болезненные состояния, при которых психологические факторы (фантазии, представления и др.) играют ключевую роль в их формировании, развитии и исходе.

Жалобы соматического характера можно рассматривать как проявление символического языка внутренних органов, вытесненные комплексы. Подавление такого рода неприемлемых бессознательных проявлений, по мнению представителей зарубежной психосоматики, еще больше обостряет их и создает цепь отрицательных воздействий на организм

Еще одно последствие влияния стрессов - синдром хронической усталости (СХУ) — заболевание, получившие наибольшее распространение в цивилизованных странах. Заболевание характеризуется длительной усталостью, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. Возникновение СХУ связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленное угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы. Провоцирующими заболевание факторами является несбалансированная эмоционально-интеллектуальная нагрузка в ущерб физической деятельности.

СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодров, В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров – М. : РАН, 2010. – 185с.

2. Бодров, В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора// Психологический журнал/ В. А. Бодров – 2010. - 25-28с.

3. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)/ Ф. Е. Василюк – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 200с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагога» Уважаемые коллеги! (1слайд) Сегодня мы поговорим с Вами о профессиональном «выгорании» и его профилактике. (2слайд) Многим людям, которые.

Синдром и профилактика эмоционального выгорания педагогов Консультация для воспитателей и руководителей по проблеме профессионального выгорания педагогов, а также этапы и способы решения данной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное выгорание как фактор, влияющий на эффективность профессиональной деятельности
Опубликовано: 2 октября 2014 в 11:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное выгорание как фактор, влияющий на эффективность профессиональной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Гульсина Хайрутинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД