Светлана Бережная
Консультация для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Д. С. Лихачев писал «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человеческому»
Несомненно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Дошкольное воспитание - важнейший период в становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными, и поэтому растет агрессивность и жестокость в обществе.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающий принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семей.
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования и формируется в определенной системе и последовательности. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).
В духовно - нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
Духовно - нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- расширение представлений о городах России;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : в непосредственно - образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.
В рамках приобщения родителей к образовательному процессу мы используем следующие формы деятельности: родительские собрания организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, беседы и викторины, анкетирование и тестирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков.
Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества. Поэтому очень важно, какие моральные ценности преобладают в семье. Ведь семейные взаимоотношения становятся для ребенка «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Задача педагогов в работе с родителями, заключается в том, чтобы стать партнерами и заложить фундамент духовно-нравственного воспитания ребенка.
Партнерские отношения строятся на доверии и взаимопонимании. Родительские собрания, диспуты, мастер-классы для родителей являются эффективной формой общения и обучения, и проходят в дружеской обстановке.
Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, поэтому необходимо с самого детства учить детей чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. Они являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания каждого человека, знакомят с народными обычаями и обрядами, связанными с ними:
Народные и фольклорные праздники – Осенины, Ярмарка, Масленица
Государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний
Международные праздники День матери, Международный женский день, День защиты детей.
Православные праздники – Рождество Христово, Пасха, Яблочный спас.
Бытовые и семейные праздники – «Дружные, ловкие, смелые», Конкурс «Счастливая семья», Игровой тренинг «Как быть здоровым»,
«Мы - помощники природы», «Зимние забавы», «Летние олимпийские игры»,
Дети с удовольствием готовятся к предстоящим праздникам: вместе с педагогами просматривают различные иллюстрации, альбомы, знакомятся с произведениями художественной литературы, заучивают стихи, поговорки, пословицы, песни.
Народные песенки, потешки, частушки, небылицы, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки это удивительные по силе психологического воздействия средства работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый.
Дети очень любят сказки, ведь сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории.
Предлагаем для чтения русские народные сказки: «Морозко», «Репка», «Крошечка-хаврошечка» «Теремок» «Каша из топора» Украинские народные сказки «Лиса и журавль», Белорусские сказки : «Пых» и «Два Мороза». Произведения Л. Толстого «Косточка», «Котенок»
Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.
Большой интерес у родителей и детей вызывают организованные совместные выставки:
«Весна-красна» «Цветы для мамочки»
«Все мы разные, а Родина одна»
«Книга о здоровье»
«Новогодние украшения моей семьи»
«Песни военных лет в рисунках детей»
«9 мая - наш семейный праздник»
«Моя дружная семья»
Изготовление работ не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.
В процессе духовно-нравственного воспитания у детей формируются чувства: товарищества патриотизма, коллективизма, глубокое уважение к людям, активное отношение к действительности.
Значимость духовно – нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.
Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»