Елена Приходько
Консультация для педагогов. «Восприятие музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Восприятие музыки»
Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.
Публикация «Консультация для педагогов, „Восприятие музыки“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам, да еще что-нибудь жевать или говорить при этом, вряд ли можно надеяться на то, что музыка когда-нибудь станет вашим другом.
Воспитывая дошкольников, развивая их способности, обогащая духовно, нельзя ограничиваться только пением и ритмикой. Одним из любимых видов музыкальной деятельности детей остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной, причем они любят слушать разнообразные музыкальные произведения народного, классического и современного репертуара.
В дошкольном возрасте, закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать возрастные возможности детей.
В младших группах детского сада в силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Выразительные интонации певческого голоса, мимика поющего особенно захватывают. Характерны для этого возраста внешние проявления эмоций – жесты удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. В этом возрасте у детей развиваются такие нравственные чувства, как любовь к близким, доброе отношение к животным, растениям, стремление быть хорошим, добрым. Поэтому они с удовольствием слушают музыку, связанную по содержанию с их родным домом: с образами любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением.
Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Восприятие музыки в младшем возрасте становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов. Поэтому они довольно легко в непринужденной обстановке осваивают музыкально-дидактические игры и упражнения, доступны их возрасту по содержанию, правилам и длительности.
Данный возраст весьма благоприятен для дальнейшего приобщения детей к слушанию доступной им музыки. Однако в этом возрасте музыкальная деятельность малыша имеет неустойчивый характер, поэтому он не может долго слушать музыку и продолжительность ее слушания должна быть четко регламентирована.
Четырех,- пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весло откликаются на веселую, подвижную мелодию. Произведения легкого, лирического характера вызывают у них более спокойное состояние. Проявляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти, желание рассказать о впечатлениях после прослушанной песни или пьесы.
В этом возрасте в процессе слушания музыки продолжается развитие основных музыкальных способностей, прежде всего таких, как эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовысотный слух и чувство ритма, так как ребенок начинает обращать внимание на мелодию и ритмический рисунок музыкальной ткани произведения.
Поскольку у ребенка пятого года отмечается большой интерес к музыке, он способен запоминать, узнавать, называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшемся развитии музыкальной памяти.
Однако необходимо помнить, что у ребенка 4-5 лет еще продолжается процесс развития органа слуха. Его барабанная перепонка нежная и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому музыка, исполняемая для детей, не должна быть громкой и продолжительной по звучанию.
На шестом году слушание музыки у ребенка остается по-прежнему одним из наиболее привлекательных видов детской музыкальной деятельности.
В этом возрасте продолжается дальнейшее становление его личности; расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно полезной деятельности взрослых, о природе родного края, о предметном мире. Ребенок шестого года жизни любит фантазировать, поэтому при слушании музыки, опираясь на имеющийся запас жизненных впечатлений, а также на знакомые ему внемузыкальные компоненты, эмоционально реагирует на нее.
Большинство детей в этом возрасте овладевают культурой слушания музыки. Имея достаточный запас музыкальных впечатлений, они помнят, просят повторить наиболее любимые произведения. Легко различают жанры музыки, эмоционально-образное содержание музыки. Дошкольники могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития образа. Интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей.
Развитие умственных способностей влияет на дальнейшее становление музыкального мышления ребенка. Он уже способен к анализу музыкального произведения, его оценке: может сравнивать, выделять отдельные музыкальные произведения по какому-либо признаку (жанру, характеру, содержанию и т. п.).
Дети шестого года жизни обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных жанров, видов. Однако у детей этого возраста знания, умения и навыки часто не обладают особой прочностью и даже в какой-либо период могут временно утрачиваться.
На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т. е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений.
В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять отдельные особенности музыкального языка и речи.
На седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально-сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой – постоянным упражнениям органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических, музыкально-подвижных игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений.
Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости).