воробьева ольга владимировна
Консультация для педагогов «Умные игры в добрых сказках»
«Умные игры в добрых сказках»
Парциальная программа «Умные игры в добрых сказках» разработана педагогом – психологом Св. В. Макушкиной и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель программы: гармоничное развитие эмоционально – личностной и интеллектуальных сфер у детей.
Задачи программы:
Публикация «Консультация для педагогов „Умные игры в добрых сказках“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
1. Познакомить воспитанников с развивающими играми и внедрить их в повседневную жизнь детей.
2. Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям общества через знакомство со сказкой путем интеграции развивающих игр.
3. Способствовать полноценному развитию личности дошкольников и обогащению их эмоционального опыта через самовыражение и отождествление с героями сказок.
4. Развивать творческие способности дошкольников, учить самостоятельному созданию образов, придумыванию сказочного сюжета.
5. Формировать стремление выполнять более сложные задания.
6. Развивать посредством работы с играми логическое и пространственное мышление, воображение, целостность восприятия, способность к абстрагированию, мелкую моторику рук.
За основу программы взята технология интеллектуально – творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича
Прежде всего, программа направлена на реализацию содержания образовательной области «Познавательное развитие». Но в то же время изучение сказок, былин позволяет охватить области «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», а их иллюстрации в сочетании с музыкальным сопровождением – «Художественно – эстетическое развитие». Преимуществом данной программы является наличие тематического плана по месяцам с октября по май, а также разработок конспектов НОД (тема занятия, на основе какой сказки строится занятие, музыкальное, иллюстративное сопровождение, развивающие игры В. В. Воскобовича, в ходе которых решаются познавательные, развивающие и воспитательные задачи, предусмотрена предварительная работа и наличие электронных презентаций.
В данной программе объединены технологии развивающего обучения, ИКТ и элементы сказкотерапии.
Развивающие игры.
Базовыми являются игры В. В. Воскобовича «Чудо – соты 1», «Чудо – крестики 1», «Чудо – крестики 2», «Чудо – крестики 3», «Прозрачный квадрат», квадрат Воскобовича двухцветный, а также игры других авторов : «Цветные счетные палочки Кьюизенера», «Блоки Дьенеша», «Сложи узор» Никитина.
Самостоятельно выполняя разнообразные задания, ребенок делает много открытий и приучается мыслить креативно. Кроме этого, игры способствуют развитию пространственных представлений, зрительному восприятию, навыков конструирования, математических способностей, формированию зрительно – моторной координации, памяти, воображения, мышления. Работа с играми реализует потенциальные возможности детей.
Сказкотерапия.
Прикладное терапевтическое значение сказки состоит в формировании системы ценностей, заложенных в народной культуре. Любая сказка приобщает к опыту своего народа, социализирует его. У дошкольников формируются чувство товарищества, коллективизма, дружбы, социально – нравственные качества: любовь к Родине; интернациональные чувства: уважение к взрослым, гуманистическое отношение к природе. Через сказки и былины ребята получают первые представления о чести, справедливости, достоинстве, преданности, помогают сказочному герою с помощью развивающих игр.
Погружение в тему былин дает возможность обогатить знания детей о семейных традициях.
Сказкотерапевтический компонент оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу дошкольников. Показывая эмоционально с помощью мимики и жестов героев сказки, дети совместно с педагогом пытаются понять их характер, смысл поступков; анализируют, хорошо ли поступил данный герой, а также нравится им это или нет.
Дети могут задавать всевозможные вопросы по сказке, их ощущения, ответы, мысли могут быть абсолютно разными. Задача педагога состоит в том, чтобы не уйти с важного пути, определяющего основной смысл сказки, и, уважительно выслушав всех детей, постараться привести к тому главному, о чем говорит эта сказка.
Инновационные методы и технологии.
Использование мультимедийной установки расширяет работу педагога, связанную с развитием эмоционального восприятия сказки. Детям с большого экрана лучше видно иллюстрации с изображением персонажа, его мимику, жесты, настроение; с помощью музыкального сопровождения дети лучше выполняют движения и справляются со всеми заданиями). Дети знакомятся с прекрасными иллюстрациями к сказкам (художники – иллюстраторы: Н. М. Кочергин, М. Ф. Петров, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, Е. М. Рачёв, Ф. С. Рожановский, В. Е. Ерко). Кроме этого, использование презентаций позволяет активизировать музыкальное сопровождение в момент выполнения детьми заданий. На занятиях звучит только классическая музыка.
Основные принципы обучения.
«Сказочный сюжет». Занятия выстраиваются вокруг сюжета выбранной сказки. Игровые задания логически взаимосвязаны с выбранной темой.
«Осознание успешности». Необходимо регулярно поощрять детей, незаметно оказывать им своевременную помощь. Ребёнок должен осознать чувство успеха.
«Стремление к преодолению трудностей». В содержании игровых заданий должен присутствовать элемент трудностей, но в то же время задания должны быть понятными и посильными. Дошкольнику нужно для достижения цели проявить терпение и приложить усилия.
В некоторых играх ребенку предлагается самому выбрать, как он будет работать. Наиболее легкий вариант – выкладывание изображения непосредственно на схему. Если ребенок легко с этим справляется он может выбрать вариант выкладывания изображения на столе. Затем выкладывание по контуру и наконец самый сложный вариант – когда картинка с изображением висит на доске и ребенку предлагается выложить данный образ на столе.
«Участие взрослого». Взрослый является полноправным участником игры : он объясняет правила, показывает действия, взаимодействует с ребёнком, наблюдает за выполнением заданий, предупреждает детский травматизм и конфликтные ситуации.
«Эмоциональные переживания». На протяжении всего занятия дети знакомятся с чертами характера героев сказки и отражают их эмоционально. Эмоции воздействуют на все познавательные процессы: восприятие, воображение, память, мышление, речь.
При этом активно используются мимика, эмоции, жесты. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается психологическая разрядка.
Перечисленные принципы способствуют формированию условий, направленных на развитие интеллекта ребёнка, его творческих способностей, а также первоначальных норм самооценки и самоконтроля.
Ритул прощания.
В конце занятия педагог говорит : «Вот и сказочке конец, а кто делал- молодец». Затем он поочереди показывает на детей, и каждый говорит сам о себе: «Гриша – молодец!», «Паша – молодец!». Детям это доставляет необыкновенную радость, и, если сначала они говорят тихо, то впоследствии говорят о себе громко и с удовольствием.
Затем педагог перечисляет игры, которые были сегодня на занятии, и спрашивает детей, какая игра им понравилась больше всего. Вначале дети, как правило, говорят, что все понравились, затем приучаются оценивать, какая игра им доставила большее удовольствие. Чаще всего дети выбирают ту игру, которая была им сложна и трудна, но они одержали победу и получили результат.