Котова Анастасия
Консультация для педагогов «Труд детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка
Детский сад № 58 «Белочка»
Консультация для педагогов «Труд детей в природе»
Подготовила: Котова А. П.
г. о. Мытищи
«Труд детей в природе»
Публикация «Консультация для педагогов „Труд детей в природе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большее значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного и развития детей и экологического воспитания. В этом труде сочетаются умственные, волевые усилия, прививается любовь к природе.
Выполняя трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая, обследуя почву, растения, лети выделяют выделяют такие их признаки, которые важны для выполнения предстоящего труда. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, выбирать определенные умения, координировать свои движения. Например, при прополке умение отличать по внешнему виду культурные растения от сорняков. Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудия труда. На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждается в потребностях живых организмов. Например, дети узнают о том, что влага-источник жизни и питания. Она поддерживает жизнь растений. Зная потребность живых организмов человек может влиять на их развитие и рост.
Формирование элементов миропонимания путем наблюдения за жизнью растений с семян до полного вырастания растения. Дети начинают понимать зависимость растений от окружающей среды, последовательность роста и развития растений (семена, появления всходов, появление листьев, цветение)
Коллективная работа объединяет ребят, воспитывает в них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им радость. Работая на участке и уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают знания о росте и развитии растений.
Труд в природе способствуют развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, уважению к людям, которые этим занимаются, любовь к природе. Любить природу –это уважительно и бережно относиться к живому, к результатам труда.
Через содержание труда в природе (например, выращивание красивых цветов,направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребление и радостный эстетических эмоций осуществляется эстетическое воспитание детей.
С наблюдениями труда окружающего большое место занимает собственная трудовая деятельность детей. Дошкольные учреждения имеют природные уголки, огороды, цветники, где дети могу работать. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью растений, освоения навыков по уходу за ними.
Рассмотрим программные задачи формирования навыков и воспитания детей разного дошкольного возраста в данном виде труда.
Ребенка младшего дошкольного возраста приучать к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя поливать комнатные растения, вытирать большие листья.
В средней группе дети выполняют трудовые поручения под наблюдением воспитателя, заботятся о растениях : в уголке природы поливают цветы, протирают крупные листья, рыхлят землю; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы, поливают грядки, клумбы, рыхлят землю. При этом у детей воспитывают настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло влага и т. д.) Необходимо заботиться о том, чтобы малыши испытывали радость от труда.
Старших дошкольников (5-7 лет) необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы, сгребать сухие листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы,в посадке деревьев, кустарников. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. Весной рыхлить землю, помогать делать грядки и клумбы, сеять семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Рыхлить землю,поливать, пропалывать, подвязывать растения. Летом- урожай собирать. Уметь правильно пользоваться совком, граблями, лейкой.
Это вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель – вырастить овощи, цветы и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку –можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.