Алейникова Елена Алексеевна
Консультация для педагогов «Связная речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов. «Связная речь» (подготовительная группа).
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами.
Публикация «Консультация для педагогов „Связная речь“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.
Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется приём словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов. Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях). Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
На характер связного высказывания также влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка. На связную речь дошкольников влияют и русские народные сказки, которые раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Развитие связной речи происходит : - во всех видах организованной образовательной деятельности; - в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы) - в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования); - в семье (взаимодействие детей и их родителей)
Основными средствами развития связной речи являются :
• сказки;
• дидактические игры;
• театрализованные игры.
• подвижные и хороводные игры с текстом
• чистоговорки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки, потешки,
• речевые игры
• пересказ сказок, рассказов и заучивание стихотворений
• игры – драматизации.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Подготовила воспитатель МДОУ
«Детский сад № 4» Алейникова Е. А.