Галина Боброва
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. В дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей возникает необходимость создания педагогами ДОУ дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
На наш взгляд, очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным посёлком в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его «маленькой» Родине. В нашем посёлке созданы условия для краеведения - много исторических объектов, живописных мест, памятников природы и архитектуры. Педагоги нашего ДОУ часто организуют экскурсии в эти исторические места, и посещают их вместе с воспитанниками. Однако нам захотелось более глубже организовать работу в направлении нравственно-патриотического развития детей. Мы расширили работу в области краеведения и поставили перед собой цель создать краеведческий путеводитель по родному поселку.
В связи с этим перед нами встали следующие задачи:
1. Сформировать у детей представления об истории поселка и современной жизни его жителей.
2. Организовать взаимодействие взрослых и детей в процессе подготовки информационных материалов путеводителя.
Свою работу мы начали с подбора и анализа литературы, затем был проведён мониторинг знаний детей о родном посёлке. Нами был разработан Вопросник «Что я знаю о моём посёлке», который включал в себя как словесные вопросы, так и картинный материал, и мини проблемные ситуации.
В результате мы выяснили, что дети имеют недостаточно знаний о посёлке, его достопримечательностях и имеют лишь поверхностные представления (проходили мимо объекта, были там на празднике). Это связано с возрастными особенностями детей, с культурой посещения семьями значимых архитектурных достояний посёлка.
Нами был составлен план работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп, в котором мы постарались использовать различные формы работы по знакомству детей с родным посёлком: целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, выставки рисунков и др.
Все занятия проводились с использованием наглядного материала, собственно составленных презентаций, игровых ситуаций. Свою работу мы старались построить их так, чтобы дети узнали дополнительную информацию, интересные факты и исторические события, объясняли детям непонятные слова, что способствовало актуализации словарного запаса и расширению знаний детей о поселке.
Для знакомства с историей поселка нами были разработаны и проведены беседы с презентациями: «Как возник поселок Некрасовское», «Гос. Символы и символы п. Некрасовское», а также была организована экскурсия в Некрасовский краеведческий музей, где детям рассказали об истории нашей малой родины, как он возник и чем жил в те времена, о промыслах, которыми занимались местные жители и др.
Знакомство с достопримечательностями и природой посёлка Некрасовское мы начали с экскурсий в парк, там проводились интерактивные игры со Старичком-лесовичком. Он рассказывал детям о растениях и животных парка, загадывал загадки и, прощаясь обязательно давал детям интересное задание, которое они с удовольствием выполнили, так например, совместно с педагогами был изготовлен Лэпбук «Берёза-чудо из чудес».
Так же дети ходили в поход к Соляному источнику и Николо-Бабаевскому мужскому монастырю, где ребята познакомились с историей и архитектурой монастыря. В результате был сделан макет «Храм».
Совместно с воспитателями мы устраивали путешествия по улицам Некрасова и ул. Советская.
Наблюдали за жизнью реки Солоница в разные времена года.
Памятник Неизвестному солдату посещали на праздник 9 мая, дети возлагали цветы, и, проходя по аллее героев, знакомились с ветеранами. Под впечатлением от мероприятия детьми старшей группы был сделан макет «Аллея Славы».
Для закрепления знаний для детей старших групп была организована викторина «Что, Где, Когда?» Для детей подготовительных групп - Квест игра «Что я знаю о Некрасовком»
Осуществляя работу с родителями мы использовали разнообразные формы работы: до или после экскурсии родителям и детям предлагалось нарисовать рисунки и написать рассказы-впечатления о любимых местах в нашем посёлке. Затем были организованы выставки детско-родительских работ «Дома на нашей улице», Моё любимое место в посёлке», «Почему я люблю этот уголок в посёлке».
Весь собранный материал (рисунки, фотографии, рассказы, мини сочинения) вошел в основу путеводителя «Некрасовское глазами детей».
Совместно с методическим советом детского сада мы оформили путеводитель и сейчас представим его вашему вниманию.
Мы создали карту-схему «Я знаю свой посёлок», где обозначили основные достопримечательности посёлка. Так появилась дидактическая игра «Бродилки по родному посёлку».
Цель игры: Закрепить знания детей о достопримечательностях и архитектурных сооружениях посёлка, местах их расположения, их назначении, дать их описание.
Сначала эта игра имела бумажный вариант, затем мы перенесли её на интерактивную доску. А когда мы увидели игру в интерактивной форме, наша фантазия разыгралась и мы подумали о создании интерактивного путеводителя. Так появился интерактивный путеводитель «Моё Некрасовское или что знают дети о своём посёлке». Путеводитель выполняет сразу несколько функций
позволяет получить детям новые знания;
сравнить свои знания об объекте со знаниями других детей представленных в видеоматериале;
обобщить полученные знания.
Такая форма работы позволяет детям легче запомнить материал, это вызывает у них неподдельный интерес, дети делятся своими впечатлениями с родителями.
Также с помощью игры-карты и интерактивного путеводителя дети учатся ориентироваться на плоскости, узнают где находятся объекты относительно друг друга, например ребёнок может определить положение Соляного острова по отношению к музею.
На этом работа нашей творческой группы не закончилась, мы разработали перспективный план в который включили:
• Знакомство детей с социальными объектами
• Знакомство с известными земляками
• Дополнение интерактивного путеводителя видео материалами по социальным объектам
• продолжение работы с родителями, используя новые формы и методы, привлечение родителей к участию в различных мероприятиях ДОУ
Таким образом наша работа в данном направлении будет пополнена новыми материалами по нравственно – патриотическому воспитанию и краеведению и новыми дидактическими пособиями и играми.
Мы постоянно анализируем нашу работу и вносим в неё коррективы.
Когда создали интерактивную карту, мы поняли, что дети мало знают не только об исторических объектах, но имеют небольшие знания о социальных объектах, мимо которых ходят каждый день.
И поэтому мы решили в старшем возрасте глубже познакомить детей с социальными объектами и дополнить интерактивный путеводитель новыми видеофайлами, а в подготовительных к школе группах дети будут изучать исторические памятники и объекты архитектуры.
Вывод: Таким образом, благодаря тесному взаимодействию нашей творческой группы с родителями и другими участниками образовательного процесса (работники ДОО и социальные партнёры) происходит реализация вариативной части образовательной программы нашей ДОО в направлении «Краеведение»