Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Осенний натюрморт, как воспоминание о лете. Жанр живописи, наиболее доступный дошкольникам»
▼ Скачать + Заказать документы
Зураб Константинович Церетели Натюрморт «Цветы и фрукты» в технике перегородчатой эмали.
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Осенний натюрморт, как воспоминание о лете. Жанр живописи наиболее доступный дошкольникам».
(Фото из личного архива)
Публикация «Консультация для педагогов „Осенний натюрморт, как воспоминание о лете, Жанр живописи, наиболее доступный дошкольникам“» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Осенний натюрморт
- Осень. Консультации для родителей в осенний период
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Немного истории. «Натюрморт» (в переводе с французского) - «тихая жизнь вещей», «застывшая жизнь», «мертвая природа». Натюрморт родился из древней росписи египетских гробниц, фресок и мозаики древнегреческих жилищ, именно они дают нам представление о быте и предметах, окружающих людей в то далекое время.
Соответствуя своему фактическому предназначению, натюрморт был «реестром – перечнем имеющихся вещей - предметов в богатом доме фараона или эллина»…
Но всегда натюрморт оставался учебным пособием для обучающихся рисованию. То есть, тренируя глаз и руку, будущий художник или любитель срисовывал «группу бытовых предметов, гармонично расположенных рядом друг с другом». Неслучайно натюрморт называют основой всей живописи.
Натюрморт не сразу стал живописной картиной и жанром живописи.
Жан-Батист Удри «Фрукты» 1721
Постепенно натюрморт завоевывает свое место в творчестве художников начиная с ХVII века. «Что такое натюрморт? Мир предметов и вещей, фруктов, ягод, овощей, рыба с дичью и цветы, - всё это натюрморты».
Бальтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами» ХVII в.
Старинные натюрморты несли тайный смысл, назидательный религиозный подтекст в каждом изображенном предмете, укрепляя в человеке христианскую мораль, и люди ХVII - ХVIII веков умели «читать картину». Строгих правил, как читать натюрморт не было, но поскольку, предмет был частью композиции, его символ в разных сюжетах имел разное, иногда противоположное значение. Здесь «улитка – символ рождения Девы Марии», а в другом сюжете улитка – символ души грешника. Бабочка - душа человека, изъяны на фруктах и столешнице – конечность земной жизни. Зритель угадывал те символы, которые хотел видеть.
Йохан Нигг «Натюрморт с цветами, фруктами и белым голубем на фоне пейзажа». 1831
На фоне горного пейзажа, как дань романтизму ХIХ века, сохраняется символизм: Голубка – Святой Дух, Роза - Дева Мария, Ирисы – скорбь Богоматери.
Натюрморт становился замысловатым, его хотелось долго рассматривать, возвращаться к нему неоднократно.
Пьер Огюст Ренуар «Букет хризантем и японский веер» 1880
В конце ХIХ века увлечение культурой Японии находит отражение в натюрморте художника.
Владимир Дмитриевич Сверчков «Цветы и фрукты» 1885
«Натюрморт осенний всё в себя вобрал:
В нём денек последний лета догорал». В. Наумова.
В конце ХIХ века русские художники с удовольствием рисуют натюрморты: живописно изображая «мир вещей», придавая им «портретное сходство», любуясь теми предметами, на которые просто не обращаем внимание в повседневной жизни.
«Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Блез Паскаль.
Николай Константинович Зацепин «Натюрморт с овощами» 1841
Современная гобеленовая вышивка по картине 1900г. Ханса Зацка «Осенний натюрморт с белыми грибами и шишкой».
Художники понимали, что их муза не только должна показывать и обличать отрицательную сторону жизни, но и утешать, успокаивать, приносить «радость общения» с художественным произведением.
Возникает мода на картины – натюрморты: их покупают в частные коллекции, ими украшают домашний интерьер, они служат рекламой диковинных фруктов, овощей, рыбы, дичи, яств…
Александр Васильевич Куприн «Натюрморт с тыквой» 1912
Илья Иванович Машков «Тыква» 1914
Начало ХХ века. Новый авангардный стиль - Фовизм. Живописная свобода художника: безудержная энергия цвета и примитивизм, необычность форм. Появляется декоративный натюрморт.
Илья Иванович Машков – один из лучших натюрмористов своего времени, посвятивший большую часть своего творчества написанию фруктов, овощей, хлебной сдобе, стремясь показать щедрые дары природы и творения рук человека, передавая зрителю свое восхищение ими.
Его натюрмортами заинтересовались ученые – ботаники, сделав научные исследования об истории растений, видах и сортах сельхоз культур первой половины ХХ века. Картины Машкова рассматривались как «документ видового и генетического состояния растительных культур ушедшей эпохи». Через анализ натюрмортов И. Машкова была написана научная «видовая летопись агрокультур 1910 -1940 гг. в России.
Борис Николаевич Яковлев Натюрморт «Советские консервы» 1939. Новое время, новые темы в искусстве. Написанное в соцреализме, в 1939 году это полотно рассматривают как
«популяризацию консервов нового типа еды нового человека, обеспеченного и сытого. Фабричные консервы продавались в магазинах и освобождали женщину от домашнего труда».
Современная гобеленовая вышивка по картине нашего современника – художника Юрия Викторовича Николаева «Вкус хлеба». 2020
ХХI век. «Хлеб – всему голова!». «Хоть по - старому, хоть по - новому, а без хлеба не прожить!» С этим не поспоришь, да никто и не спорит.
Франциско Диаз Скотто «Бархатное прорастание» 2022. Натюрморт в стиле граффити – основа будущего мурала на уличной стене дома.
Разделочная доска «Цветочный натюрморт». Гжель 2000
Татьяна Грибачева «Рог изобилия». 2014 Бумагопластика.
Татьяна Кузнецова «В лучах заходящего солнца» 2017. Бумажная живопись. Квиллинг.
Людмила Рыбакова «Кленовый лист и ягоды рябины» 2018. Машинная вышивка.
«Паучье свидание» Детско-родительская осенняя выставка.
«Осенняя полянка. Прогулка ежика». Детско-родительская осенняя выставка.
Коллективные натюрморты детей в оформлении центральной стены музыкального зала к фольклорному празднику «Осеняя Ярмарка».
Осенний Натюрморт, как жанр, доступен и понятен детям: содержание картин знакомо и легко узнаваемо. Яркие экспонаты картин: плоды, цветы, растения, предметы посуды, мебели, муляжи, игрушки, вызывают интерес, поскольку, ребенок постоянно видит и оперирует ими в быту, и, как правило, не требуют объяснения. Интерес побуждает ребенка рассмотреть, сравнить, рассказать, вспомнить, поделиться своими жизненными впечатлениями. Интерес к произведению живописи помогает педагогу решить многие эстетические задачи – о чем и какими средствами (свет, цвет, форма, композиция) художник передает то, что мы видим на картине, нравится или не нравится и почему. «Беседа по картине» - развивает мышление и речь, логику и познание. Лепим, рисуем, составляем свои натюрморты - композиции в аппликации, мозаике, - развиваем детское творчество и фантазию. Наблюдаем с детьми природу, работаем с детьми в огороде, собираем урожай… Вспоминаем осенние стихи, слушаем музыку «Времен года», не забываем фольклор и праздник «Осенины»- праздник урожая и встречи Осени, народные традиции и приметы. Осень прекрасна во всем: и за окном и в ярком натюрморте.