Рубленко Татьяна
Консультация для педагогов «О речевом поведении воспитателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучаясь в вузе, будущие воспитатели осуждают авторитарную педагогику с ее требованиями неукоснительного послушания, казарменным стилем общения, породившим особый строй речи, специфическое речевое поведение педагогов, воспитателей, родителей. Анализируя это речевое поведение, которое мы назовем репрессивным, студенты выделяют его следующие особенности: диктаторский, безапелляционный тон, штампованные назидания, клишированные призывы, издевательские обращения, бестактные замечания, грубые одергивания, угрозы, запугивания.
Публикация «Консультация для педагогов „О речевом поведении воспитателей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Будущие воспитатели приводят примеры, как сами страдали в детстве от подобного обращения в семье, в детском саду, школе, и всецело разделяют современные взгляды на ребенка как на личность, достойную уважения, партнерского общения и, конечно же, толерантного стиля речи, т. е, мягкого, убеждающего, разъясняющего. Но проведенное совместно со студентами исследование выяснило, что репрессивный характер речи взрослых (к ним МЫ отнесем мать, воспитателя, учителя) усваивается ребенком в качестве эталона речевого поведения и воспроизводится в конфликтных и даже неконфликтных ситуациях.
Так, 82 % детей (из 300 обследованных) в возрасте от двух с половиной до одиннадцати лет в ситуациях, когда они принимали на себя роль воспитателя детского сада, учителя начальных классов, воспроизводили репрессивные формы речи, (В качестве воспитуемых были куклы, которые «плачут, не слушаются», более младшие дети и даже ровесники. Иногда вместо «воспитуемого» демонстрировалась картинка типичной ситуацией непослушания.)
Результаты обследования речевого поведения студентов-практикантов и стажеров (факультет дошкольного воспитания) выявили почти ту же особенность: репрессивную форму речи, усвоенную в детстве, воспроизводили в конфликтных и даже неконфликтных ситуациях 76% из 300 обследуемых будущих педагогов. При обсуждении аналогичных ситуаций, когда от практикантов и стажеров требовался совет, все они обосновывали необходимость доброжелательного, толерантного речевого поведения. Когда же приводился пример их собственной репрессивной речи в детском саду, то следовали объяснения: «Как-то само собой вырвалось», «Не хотела, а получилось», «Не сдержалась, нервов не хватает», «Нам всегда так в детстве говорили», «На меня всегда так кричали», «Это у меня в памяти засело», «Это, случайно», 8% опрошенных были уверены, что выражения «Кто тут в угол захотел», «Помолчи, тебя не спрашивают», «Не твое дело», «Молчать» и т. п. необходимы в качестве инструмента, регулирующего поведение детей.
А как обстоит дело по отношению к собственному ребенку? Проанкетировано 60 мам, выпускниц и студенток дошкольного и педагогического факультетов. Были предложены следующие вопросы:
1. Чем определяется ваш стиль отношений с ребенком:
а) концепциями, о которых узнали: на лекциях в вузе;
б) идеями, почерпнутыми из научной и научно-популярной литературы по воспитанию, из средств массовой информации;
в) примерами удачного (неудачного) воспитания своих детей окружающими
(родными, соседями, знакомыми);
г) стилем отношений с детьми (с вами) в семье ваших родителей,
2. Какие ласковые слова, «словесные поглаживания» вы употребляете по отношению к своему ребенку:
а) рекомендованные вузовской педагогикой, методикой;
6) рекомендованные другими научными и научно-популярными источниками (пресса, радио, телевидение и т. д);
в) заимствованные у знакомых, соседей, друзей;
г) принятые (усвоенные) в семье ваших родителей,
3. Какие словесные угрозы, «ярлыки», «эпитеты» вы используете, когда ребенок расшалился, не подчиняется вам?
1. Стиль отношений с ребенком на 70% определяется стилем отношений в собственной семье, т. е, семье родителей.
2. Ласковые слова и «словесные поглаживания» : около 80% словарного запаса дала семья; 20% «заимствованы» у друзей, знакомых, героев художественных фильмов.
3. Словесные угрозы и «ярлыки» позаимствованы в собственной семье почти на 90%. Видимо, речевое поведение, как и, вероятно, другие стороны педагогической культуры, «впитываются», усваиваются не на уровне знания, а не уровне образа жизни. Итак, первый вывод нашего исследования: пласт традиций, связанный с коммуникативной деятельностью, усваивается очень рано и становится определяющим, особенно в тех жизненных ситуациях, «когда никто не видит». Поэтому есть опасение, что выросшие в условиях репрессивной речевой среды будущие педагоги не скоро освоят педагогику ненасилия — гуманистическую педагогику. При этом не следует забывать, что репрессивный характер речи матери, как и воспитателей, учителей, пагубно отражается на интеллектуальном потенциале личности, а толерантная манера общения с ребенком повышает его рефлексивные способности (данные английского психолингвиста Б. Бернстайна). Значит, речевое поведение воспитателя определяет не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка. "При имеющейся установке на толерантное речевое поведение в семье и дошкольном учреждении воспитатель должен иметь соответствующие речевыс средства. К ним мы решили отнести: а) «формулы вежливости», т. е. этикетные речевые обороты; б) «словесные поглаживания» — добрые слова, похвалы; в) речевые обороты «языка чувств» —в противоположность «навешиванию ярлыков» при разрешении конфликтов, оказалось, что так называемые «формулы вежливости» : «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро» и т. д. (их насчитывается в современном русском языке около 30) воспроизводятся будущими воспитателями таким образом : из 298 проанкетированных студентов 260 вспомнили и записали по 6—8 формул вежливости; 30 человек— по 9—14; 8 человек — по 15—19. Проверка частотности использования формул вежливости в детском саду, семьях позволяет сделать вывод о том, что при общении с начальством, коллегами их произносят гораздо чаше, чем при общении с детьми. 48 % опрошенных воспитателей убеждены, что «детей надо учить говорить вежливые слова, требовать от них вежливости» но на примере собственного речевого поведения забывают, 38% воспитателей-стажеров понимают, что речи обучаются прежде всего подражанием, и все-таки при этом уверены, что они «не обязаны заискивать перед детьми», т, е. использовать в обращении к ребенку «будь добр», «позволь», «разреши», «извини». И только 14 % стараются примером собственного речевого поведения обучить детей. «Словесные поглаживания», комплименты — «смазка», без которой человеческие отношения «заскрипят». Это общеизвестно. Для выявления «запасов» этих речевых средств в течение пяти лет всех принятых на первый курс факультета дошкольного воспитания студентов мы просили вспомнить и записать на одной половине развернутого листа все добрые слова, которые они слышали с детства и которые запомнили в школе, а на второй половине — слова, выражения, которыми «воспитывают», ругают и обзывают детей родители, воспитатели, учителя. Комплиментов и добрых слов оказывалось обычно от 8 до 20, а «обзываний» — до 60. Об умении пользоваться «языком чувств? при разрешении конфликтов заговорили в последнее время представители гуманистической педагогики, изданные Московским Монтессори- центром пособия рекомендуют в общении с детьми использовать не императивные указания, оценочные суждения в категорической форме, а овладеть «техникой языка чувств», Приводится даже пример перевода ситуации на «язык чувств» (Педагогика М. Монтессори, Ч. 1. Курс лекций. Интродукция, М. 1992. С. 27). В отечественных пособиях по педагогике, по культуре педагогического общения, по культуре речи пока нет никаких конкретных примеров психотехник, т. е нет образцов той самой толерантной формы разрешения конфликтных ситуаций, но есть общие советы и пожелания, призывы, указания. Отсюда второй вывод нашего исследования: а) необходимы методики с конкретными речевыми образцами психологическим обоснованием того, почему та или иная фраза воспитателя обеспечит психологическую защищенность ребенка, устранит его агрессивность, а другая вызовет лишь негативную реакцию; б) для замены репрессивного речевого поведения толерантным следует не только информировать о разрушающем влиянии первого как на личность воспитанника, так и на личность воспитателя, но и проводить речевые тренинги, деловые игры, где родители и педагоги овладеют теми речевыми средствами, которые дадут возможность предотвращать конфликты, повышать самооценку, создавать эмоционально комфортную обстановку в семье и детском саду.
И последний вывод: мы изучали речевое поведение лишь в той среде, которая входит в понятие ‹интеллигенция», и лишь у носительниц самого нежного, эмоционального, психологически комфортного, табуированного речевого поведения —- у настоящих и будущих мам, воспитательниц, учительниц.