Рубцова Марина Анатольевна
Консультация для педагогов «Использование регионального компонента посредством казачьих подвижных игр в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Играя ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Именно в игре совершенствуется эстетическое восприятие мира, дети познают красоту движений, их образность, овладевают поэтической образной речью, происходит знакомство с потешками, закличками, стихами, песенками.
Через подвижную игру, ребёнок приобретает нравственные качества, происходит знакомство с бытом, обычаями традициями разных народов.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование регионального компонента посредством казачьих подвижных игр в детском саду“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
У каждого народа есть своя неповторимая история - это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы, игры.
Пока жива история народа - жив и сам народ. Славянское древо породило чудную ветвь - казачество запорожское, донское кубанское. В играх, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир детей и их физическое развитие.
На протяжении трехсот лет в России в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению. Игры не просто детская забава - это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.
Казачьи подвижные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелых трудовых будней взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Каждая игра, каждая забава имеет свою суть, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. Игровому фольклору свойственны: ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Как правило, в каждой казачьей семье было много детей. С целью воспитания будущего воина создавались разные игры, с помощью которых у детей вырабатывались терпение и ловкость, укреплялось здоровье.
Несмотря на некоторые различия, (донские, кубанские, терские) казак всегда остается казаком. Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движений, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков. Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
Дети всегда непосредственны и эмоциональны во время игры. Поэтому при умелом проведении подвижные игры наряду с физическим развитием имеют и большое воспитательное значение.
Особенность казачьих подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.
Игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Сменность условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А самое важное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость. Детские казачьи игры способствуют развития волевых и физических качеств личности, помогут детям приумножить свои силы и укрепить здоровье.
Детские казачьи игры и забавы можно разделить на три вида:
- игры с игрушками;
- игры без игрушек;
- символические игры;
Требования к содержанию занятий по физической культуре с использованием народных игр казачества и к использованию игр в повседневной деятельности:
· взаимосвязь игр и материалов государственных программ воспитания и
обучения;
· соотношение используемых игр с региональными особенностями;
· изучение правил и игровых действий;
· совместное изготовление атрибутов и игрушек;
· разучивание текста к подвижной игре;
· соответствие казачьих игр педагогическим задачам, условиям проведения, уровню физического развития и физической подготовленности играющих.
Выполнение данных требований позволит добиваться более полной и качественной реализации регионального компонента, ориентированного на использование традиционных для казачества средств физкультурного
совершенствования.
От правильного определения места народных игр в структуре занятия, степени их соответствия предъявляемым воспитательным образовательным и оздоровительным задачам, в конечном счете зависит качество физического воспитания детей.
Важное условие успешного внедрения казачьих игр в учебно-воспитательный процесс - эффективное их проведение. Перед педагогом стоит задача - умело «подать» игру, создав предварительно необходимое настроение у дошколят. В нашем детском саду созданы прекрасные условия для внедрения регионального компонента как на занятиях по физической культуре, так и в разных видах деятельности. В холле детского сада располагается информационный уголок где ребята могут ознакомится с бытом и традициями казачества. Очень много атрибутов к подвижным играм : плоскостные кони, веночки, папахи, деревянные шашки, нагайки, цветные платочки, канаты, верёвки, ленточки, палочки, костюмы казаков.
Дети с большим удовольствием играют в казачьи игры, проявляют смекалку, ловкость, быстроту, сообразительность.
Очень важно и актуально восстанавливать, популяризировать казачьи игры, адаптировать их к современным условиям обучения и воспитания подрастающего поколения.
Внедряя региональный компонент в работе с детьми, мы знакомим наших воспитанников с культурой и красотой родного края, воспитываем чувство патриотизма и любви к своей малой родине и великой стране России!