Ольга Шевцова
Консультация для педагогов и родителей «Что рассказать детям о войне!»
«Нельзя облагородить детское сердце, если оно не прочувствовало, не пережило величайшего горя нашей Родины –горя утраты миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений –всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной». Сухомлинский В.
Тема войны не простая для детского понимания. Специалисты в области дошкольного воспитания единодушны в том, что воспитывать в детях гражданина страны невозможно в отрыве от ее истории. Родители и педагоги призваны помочь ребенку осознать, что в ВОВ солдаты вместе со всем народом сумели победить врага и отстоять свое право жить свободно и независимо. Изучение фактов, связанных с прошлым страны, изложенных в понятной детям форме, дает им возможность сравнить то, что есть, с тем, что было, и приближает их к пониманию исторического значения Победы нашего народа во Второй мировой войне. В процессе знакомства дошкольников с темой войны в доступных для их возраста пределах, важно формировать у детей отношение к войне как к трагедии и горю для людей и одновременно с этим необходимо воспитывать чувство восхищения мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину. Педагоги и родители как главные и авторитетные фигуры в жизни ребенка ответственны за то, чтобы, разумно дозируя правду о войне, помогать дошкольникам понять ее трагический смысл, почувствовать ценность человеческой жизни, пробудить милосердие и сострадание к людям, испытавшим огромные лишения и беды, которые несет война, когда бы, где и кем она ни велась.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Что рассказать детям о войне!“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Консультации, расскажите ребенку о войне
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
Подрастающее поколение уже с дошкольного возраста вправе знать о фронтовиках, о своих дедах и прадедах, о том как они отстояли эту Победу, как отважно сражались в партизанских отрядах, бессменно трудились на фабриках и заводах. Можно рассказать, что чаще всего женщины были медицинскими сестрами и санитарками. Они выносили раненных с поля боя, лечили, поднимали настроение шуткой и добрым словом, что помогало раненным солдатам быстрее выздоравливать. Кроме того, женщины во время войны были снайперами, разведчицами, артиллеристами и даже танкистами. Они охраняли минные поля, аэродромы, помогали на военных кухнях поварам, стирали солдатское белье, заменяли на военных заводах мужчин, на полях- трактористов. Участвовали в строительстве бомбоубежищ, рыли траншеи и ставили оборонительные сооружения, оказывая тем самым большую помощь армии. Многие труженицы и труженики тыла были удостоены звания Героя Социалистического труда, миллионы людей в стране награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой отечественной войны».
С дошкольниками можно поговорить о жизни детей в период военного лихолетья, о буднях и радостях детей военного поколения. Они тоже любили играть и беспечно веселиться, их игры были не менее увлекательны, но они не оставались в стороне от забот взрослых. Литературные источники помогут рассказать детям о героизме маленьких защитников Родины; о тимуровском движении, сборе металлолома, макулатуры для нужд фронта; о пионерах- героях. Война обездолила огромное количество маленьких граждан страны- многих лишила родителей и отчего дома. Условия войны, скудное питание сказалось на состоянии здоровья детей военного времени. Для обучения и воспитания детей-сирот и детей- воинов Красной армии открывались детские дома, суворовские училища, интернаты.
Можно рассказать о патриотическом настрое молодежи и простых людях того далекого времени. Будет уместен рассказ и о подвиге колхозников в годы войны. На протяжении всех военных лет они отправляли на фронт воинам Красной армии продукты (мясо, рыбу, яйца, молоко, фрукты и овощи, связанные ими шерстяные вещи (перчатки, носки, шарфы) и многое другое.
Расскажите ребенку яркие эпизоды из жизни участников войны (семейные) о трудовых и фронтовых подвигах.
Посещая вместе с ребенком места памяти и памятники героям воины, простым языком расскажите о них, чтобы ребенок почувствовал вашу благодарность прадедам, прошедшим дороги войны. Все это станет для дошкольника опытом уважения к старшему поколению, ветеранам войны и труда.
Разделите с ребенком чувство гордости, восхищения празднования великой Победы. Ваши усилия не пройдут даром. Они отзовутся в сердце ребенка уважением к героической истории своей семьи и всей страны!
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем! А. Твардовский (источник Е. П. Арнаутова, Т. А. Котова "Расскажем детям о победе")