Любовь Федотова
Консультация для педагогов «Гиперактивные дети: как им помочь»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время воспитатели все чаще отмечают наличие в группах детей очень активных во всем. Часто их называют «гиперактивными». А все ли дети на самом деле гиперактивные? Для начала выясним, какие дети являются просто активными, а какие – гиперактивными (полностью СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность
Активность ребенка – это особенность его темперамента. Скорее всего, по темпераменту, этот ребенок сангвиник или холерик. И активное поведение – это естественное поведение здорового нормального ребенка. Он способен сам управлять своим поведением. Такому ребенку не требуется медицинское сопровождение.
Публикация «Консультация для педагогов „Гиперактивные дети: как им помочь“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Гиперактивность, говоря медицинским языком - это минимальная мозговая дисфункция, пограничное положение между нормой и патологией – мозг вроде бы здоров, но есть небольшие нарушения. Здесь уже нужна помощь невролога и нейропсихолога.
Каковы же особенности поведения гиперактивного ребенка?
Различают три признака синдрома дефицита внимания (СДВГ):
повышенная двигательная активность, импульсивность и отвлекаемость внимания, все это связано с тем, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
Повышенная двигательная активность:
- такой ребенок постоянно в движении, у него, как будто, постоянно работает батарейка или моторчик, не требующие подзарядок; сидя на стуле руки и ноги движутся, как будто, независимо от тела; присутствуют элементы невротизации - тики, заикания, энурез и т. д. ;
- рано отказываются от дневного сна и по времени спят меньше своих сверстников;
- им в голову приходит большое множество идей, но легко загораясь - не доводят начатое дело до конца;
- страдает мелкая моторика – не могут застегнуть одежду, завязать шнурки; во время занятий рисованием не способен закрасить полностью контур, у него получается какая – то штриховка;
- чаще кричат во время игр; придумывают «дурацкие» игры, на наш взгляд;
- постоянно находятся в зоне риска – «неуклюжи», натыкаются на препятствия, поэтому воспитателю приходится находиться все время в напряжении и держать таких детей около себя.
Импульсивность:
- его еще не спросили, а он уже отвечает;
- выкрикивает, перебивает;
- вмешивается в разговор, хотя его это не касается;
- совершенно не может стоять на месте, например, в очереди;
- не могут хранить секреты;
- много говорят (болтуны, что не по делу и невпопад.
Отвлекаемость внимания:
- не способен сосредоточиться;
- не воспринимает слова, часто отвлекаясь и мечтая;
- часто теряют и забывают свои вещи;
- при написании слов – пропускает или первую, или последнюю букву; не дописывает до конца предложение, так как мысли опережают действия.
Психологические особенности ребенка с СДВГ:
- низкая самооценка, неуверенность;
- дисфункция непослушания (отказ, агрессия, вспыльчивость, раздражительность на конкретное слово или действие);
- легкость возникновения эмоций и быстрая их смена; невнимательность к окружающим;
- не задумывается о последствиях своих поступков, так как сначала делает, а потом думает; не доводит начатое дело до конца.
Трудности детей с СДВГ:
- в обучении (материал усваивает не в полном объеме, так как отвлекается и недисциплинирован; действие опережает мысль – поэтому ошибки в устных и письменных работах; не может выполнять долго монотонную однообразную работу);
- в отношениях с окружающими (повышенная конфликтность и неустойчивость в отношениях).
Но у таких детей есть сильные положительные стороны: часто преобладают положительные эмоции (приподнятое настроение, в коллективе часто используют роль «клоуна», чтобы привлечь к себе внимание); искренность (открытость отношений, хотя и с переменчивым характером в этих отношениях); незлопамятность (легко ругаются, легко мирятся, не помнят зла); общительны (легко выстраивают новые отношения с окружающими).
Причины возникновения СДВГ:
- генетические;
- особенности протекания беременности и родов;
- заболевания матери;
- загрязнение окружающей среды, неправильное питание.
Особенности воспитания детей с СДВГ:
обычные наказания и замечания не дают результатов. Обычно родители действуют, используя авторитарный стиль общения с ребенком или просто попустительский, пустив все на самотек. Но это не срабатывает. Необходимо, зная особенности этих детей, выбирать демократический стиль общения.
Рекомендации для педагогов:
1. Режим дня.
Режим дня должен четко соблюдаться ежедневно, быть одним и тем же ежедневно. Четкое соблюдение расписания- игры, занятия, сон, прогулки и т. д. Важен режим сна, так как процессы возбуждения преобладают над процессами торможения – сон (отдых для ребенка и его нервной системы необходим в полной мере).
Должны преобладать игры с правилами (настольные – приучение к уменьшению двигательной активности, подвижные – для расходования излишней двигательной активности). Все занятия – в первой половине дня с обязательным включением физкультминуток, для устойчивости внимания, обязателен повтор материала – для лучшего усвоения. Работа – лучше индивидуально. Во второй половине дня желательно спортивная секция, особенно плавание – это и успокоение ЦНС и укрепление сердечно – сосудистой системы. Вся активность должна прекращаться за 2 часа до сна, так как у таких детей проблемы с засыпанием и сном. Вечер должен проходить спокойно – душ, чтение. Ограничение просмотра телевизора и компьютера вечером, так как они возбуждают НС.
2. Требования и указания.
Требования и указания должны быть четкими, их не должно быть сразу несколько (например: сначала – убери игрушки, после - иди мыть руки и т. д.) Необходимо соблюдение твердости и последовательности в указаниях и требованиях, но не должно быть много запретов.
С ребенком необходимо избегать шумных компаний и большого скопления людей (все из – за процессов возбуждения).
Важно!
Дети с СДВГ, как и обычные дети, хотят быть успешными и наша задача – помочь им в этом. Они не виноваты в том, что так себя ведут, просто они не могут вести себя по – другому, а мы можем им помочь исправить положение.
Поэтому:
1. Необходимо хвалить ребенка даже за малейшие успехи (дети с СДВГ не слышат замечаний, но хорошо реагируют на похвалу).
2. Проводить обязательные физкультминутки, если ребенок устал и переключить, таким образом, так как его работоспособность быстро снижается.
3. Сажать его как можно ближе к себе, чтобы он усваивал все, что вы говорите или показываете.
4. Для ответа на ваш вопрос – дать время на обдумывание, так как он невнимателен и ему надо время, чтобы сосредоточиться.
5. Во время объяснения действий – каждое действие проговаривается.
6. нельзя забывать, что основной вид деятельности в ДОО – игра, но для такого ребенка – только с правилами.
В заключении хочу напомнить, что диагноз ставит только специалист. Мы, как педагоги, можем только наблюдать и помочь такому ребенку наладить жизнь в коллективе, разговаривая с родителями о проблемах, показывая заинтересованность в проблеме и готовность решать данную проблему вместе с родителями. Но, ни в коем случае не указывать им на проступки их ребенка, говоря о безобразном поведении их сына или дочери. Зная выше изложенную информацию о детях с СДВГ - мы можем им помочь.