Любовь Джумагазиева
Консультация для педагогов
▼ Скачать +Заказ
Консультация для педагогов и логопедов ДОУ
«Как быть с гиперактивными детьми»
Основные проявления гиперактивности или СДВГ у детей-дошкольников
Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.
Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.
Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах
Обычно взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы, как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.
Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-либо. Ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов, т. е. не способен сконцентрировать внимание, а от сюда и проблемы с обучением. Хотя стоит отметить, что у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.
Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Детям с СДВГ свойственна цикличность умственной деятельности и короткий период работоспособности (5 - 15 минут) сменяющегося периодом «отдыха» мозга (3 - 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается.
Стоит отметить, что необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это – специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни, так и психосоциальными факторами.
Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет различные причины возникновения и представляет собой целый комплекс симптомов и проявлений. Поэтому диагностическая и коррекционная работа должна проводится взаимосвязано различными специалистами - врачом, логопедом, психологом, педагогом, а также при активном участии родителей.
Причины гиперактивности и дефицита внимания
Пренатальная патология
- Токсикозы;
- Обострение хронических заболеваний у матери;
- Инфекционные заболевания
- Травмы в области живота
- Иммунологическая несовместимость по резус-фактору;
- Попытки прервать беременность;
- Принятие алкоголя и курение.
Осложнения при родах
- Стимуляция родовой деятельности;
- Неправильное положение плода;
- Асфиксии;
- Внутренние кровоизлияния;
- Преждевременные, скоротечные или затяжные роды.
Психосоциальные причины
- Неадекватный стиль воспитания в семье;
- Психотравмы;
- Нежеланный ребенок.
Наиболее распространенная классификация
1-группа:
по выраженности симптомов
- Легкая (симптомы выражены минимально, нарушения в социальной жизни не выявляются);
- Средняя;
- Тяжелая (множественность симптомов яркой выраженности, серьезные трудности в обучении и в социальной жизни)
2-группа:
преобладание того или иного проявления
- Равносильное сочетание гиперактивности и дефицита внимания;
- Преобладание нарушений внимания;
- Преобладание гиперактивности