Вера Ивановна Елишева
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование здорового образа жизни дошкольников»
▼ Скачать
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни является одним из направлений деятельности в рамках образовательной области "Физическая культура".
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Создать благоприятный эмоциональный климат в каждой возрастной группе, условия для физического и психологического развития ребёнка.
2. Соблюдать режим дня, социально – гигиенические нормы, организовать рациональное питание.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Формирование здорового образа жизни дошкольников“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Познакомить детей с органами человека, их роли в организме и о том, как ухаживать за ними.
4. С раннего возраста формировать умение и желание детей вести здоровый образ жизни.
5. Воспитывать и поддерживать потребность детей в ежедневной двигательной деятельности.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
1. Значение разных органов человека для его нормальной жизнедеятельности :
Начиная с раннего возраста (2-3 лет) у детей формируют представления :
Глаза – смотреть; уши – слышать; нос – нюхать; язык – пробовать на вкус; руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять; прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать.
С возраста 3-4 года, детям дают представление уже о роли этих органов в организме человека и о том, как их беречь и ухаживать за ними.
В среднем возрасте продолжают знакомить с частями тела и органами чувств человека. Руки делают много полезных вещей, ноги помогают двигаться, рот говорит, зубы жуют, язык помогает жевать, кожа чувствует, нос улавливает запахи.
В старшем возрасте расширяются представления об особенностях функционирования и целостности организма человека. Акцентируется внимание на особенность организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).
Перечень словесных игр, динамических пауз, которые можно предложить детям для формирования представления о своё м теле и его органах:
-Это я!
- Ручки – ножки
- С добрым утром!
- Угадай по голосу
- Береги руки
- Бабушка Маланья
- Повернись вокруг себя
- По дорожке на одной ножке
- Маленькие и большие ножки
- Мы топаем ногами
- Сделай фигуру
- У меня есть всё!
- Кто приехал?
- Лавата
- Ладошки
- сосед, подними руку
-Узнай по голосу
- Пропавшие ручки
- Мы погреемся немножко
Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика также помогают детям знакомиться со своим телом.
2. Значение употребления в пищу здоровой продукции.
Начиная с младшей группы необходимо дать представление детям о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах.
Со средней группы воспитывать потребность в соблюдении режима питания.
Начиная со старшего возраста формировать представление детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
В подготовительной группе детей знакомят с рациональным питанием (объём пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим).
Детскому организму присущий быстрый процесс роста и развития. Поэтому возрастает потребность ребёнка в питательных веществах. Пища должна содержать в достаточном количестве нужные ребёнку белки, углеводы, минеральные вещества, воду, витамины. Необходимо помнить, что организм маленьких детей может усвоить не всякую пищу. Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья ребёнка.
3. Значение сна, гигиенических процедур, закаливания, режима дня в жизни человека.
Режим дня – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма: сон, приём пищи, общение с внешним миром.
Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления, содержит оптимальные условия для физического и психологического развития ребёнка.
Закаливание – один из основных способов повысить сопротивляемость организма к колебаниям температуры и к простудным заболеваниям.
Существует несколько принципов, которых надо придерживаться, чтобы получить положительный эффект от закаливания:
- систематичность;
- постепенность;
- учёт индивидуальных особенностей и эмоциональное состояние ребёнка (состояние здоровья, условия жизни, среды и индивидуальные качества).
Закаливающие процедуры с детьми:
- облегчённая одежда в помещении;
- одежда, соответствующая временам года;
- соблюдение температурного режима с детьми;
- воздушные ванны;
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после дневного сна;
- дыхательные и звуковые упражнения;
- хождение босиком;
- обтирание водой;
- обмывание ног водой;
- солнечные ванны;
- свето - воздушные ванны.
Со старшей группы детей знакомят с важными компонентами здорового образа жизни : правильное питание, движение, сон, воздействие солнца, воздуха и воды, а также факторами, разрушающими здоровье.
В подготовительной группе расширяются представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
Утренняя гимнастика – это система физических упражнений, имеющих целью пробуждение организма. Физиологическое значение зарядки состоит в подготовке организма к дневным нагрузкам, в том числе и к принятию пищи и её перевариванию, играм, учёбе.
Зарядка приносит пользу, как организму в целом, так и каждому органу в отдельности; способствует формированию правильной осанки, укрепляет мышцы, формирует оптимальный дыхательный стереотип, улучшает работу сердечно - сосудистой системы.
Зарядка способствует быстрому и полноценному переходу центральной нервной системы и всего организма от состояния сна к состоянию бодрствования.
Зарядка – это не только гигиеническая процедура, она имеет и воспитательное значение. Привычка ежедневно делать зарядку организует и мобилизует ребёнка, служит важным компонентом ЗОЖ. Регулярное выполнение зарядки развивает у детей настойчивость, волю и дисциплину – качества, которые необходимы для решения различных жизненных задач.
О значении зарядки знали ещё древние греки и римляне, которые активно ей занимались.
Мы живём в век компьютеров. Мы всё больше развиваемся, как «неподвижное общество». Утренняя гимнастика – маленький, но значимый вклад в увеличение дозы суточной двигательной активности.
4. Значение здорового образа жизни.
С младшего возраста необходимо формировать представление детей о ценности здоровья, желание вести ЗОЖ.
Формировать умение сообщать о своём самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.
В средней группе знакомить детей с понятием «здоровье», «болезнь».
Развивать умение устанавливать связи между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия («Я чищу зубы – значит, они у меня не болят», «Я промочил ноги и у меня начался насморк»).
Со среднего возраста учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травмах.
Со старшей группы формировать представление о правилах ухода за больными (заботиться о нём, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения).
Воспитывать сочувствие к болеющим людям.
Уметь охарактеризовать своё самочувствие.
Знакомить детей с возможностями здорового человека.
Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах.
Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься спортом и физкультурой.
Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.
Начиная с подготовительной группы расширять представления детей об активном отдыхе.
5. Значение физических упражнений.
В младшем возрасте познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.
В среднем возрасте дать детям представление о значении физических упражнений для организма. Продолжать знакомить с упражнениями на укрепление различных систем.
В старшем возрасте продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. Это формирует у детей привычку частично брать на себя ответственность за своё здоровье.
В подготовительной группе у детей формируют представление о значении двигательной активности в жизни человека, умение использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Во всех возрастных группах педагогам необходимо контролировать осанку при посадке детей на занятии!
Важно сформировать у детей полезные привычки.
Все привычки, которыми должен овладеть ребёнок дошкольного возраста, можно объединить в 2 группы.
1 группа: привычки личной гигиены:
- пользоваться только личными предметами в туалете;
- следить за состоянием одежды, обуви;
- любить чистоту;
- мыть руки перед приёмом пищи;
- каждое утро делать гимнастику;
- выполнять закаливающие процедуры;
- правильно ухаживать за зубами;
- уметь пользоваться туалетной бумагой и т. п.
2 группа: привычка культурного поведения:
- не кричать, а вежливо просить;
- благодарить взрослых (ровесников) за выполненную просьбу (пожелание);
- не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальной комнате, при раздевании;
- входя в помещение с улицы, вытирать ноги;
- ставить на место игрушки, книжки после действий с этими предметами;
- здороваться и прощаться;
- уступать место взрослым, мальчики должны уступать место девочкам;
- проявлять заботу о младших, больных людях ит. д.
Работа с родителями:
Проведение групповых и индивидуальных консультаций по рекомендации рационального питания, значения соблюдения режима дня, закаливающих процедур и т. д.
Использование стендовой информации :
«Спортивный уголок дома», «Чем заняться с ребёнком на прогулке зимой», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Важность ведения здорового образа жизни» и т. д.
Привлечение родителей к оформлению физкультурных уголков.
Приглашение на встречу со спортсменами, людьми, занимающимися активно спортом.
Совместные походы на природу.
Участие в соревнованиях «Лыжня России», «Кросс наций».