МААМ-картинки

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование здорового образа жизни дошкольников»

Вера Ивановна Елишева
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование здорового образа жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни является одним из направлений деятельности в рамках образовательной области "Физическая культура".

Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Создать благоприятный эмоциональный климат в каждой возрастной группе, условия для физического и психологического развития ребёнка.

2. Соблюдать режим дня, социально – гигиенические нормы, организовать рациональное питание.

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Формирование здорового образа жизни дошкольников“» размещена в разделах

3. Познакомить детей с органами человека, их роли в организме и о том, как ухаживать за ними.

4. С раннего возраста формировать умение и желание детей вести здоровый образ жизни.

5. Воспитывать и поддерживать потребность детей в ежедневной двигательной деятельности.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

1. Значение разных органов человека для его нормальной жизнедеятельности :

Начиная с раннего возраста (2-3 лет) у детей формируют представления :

Глаза – смотреть; уши – слышать; нос – нюхать; язык – пробовать на вкус; руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять; прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать.

С возраста 3-4 года, детям дают представление уже о роли этих органов в организме человека и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

В среднем возрасте продолжают знакомить с частями тела и органами чувств человека. Руки делают много полезных вещей, ноги помогают двигаться, рот говорит, зубы жуют, язык помогает жевать, кожа чувствует, нос улавливает запахи.

В старшем возрасте расширяются представления об особенностях функционирования и целостности организма человека. Акцентируется внимание на особенность организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины – у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

Перечень словесных игр, динамических пауз, которые можно предложить детям для формирования представления о своё м теле и его органах:

-Это я!

- Ручки – ножки

- С добрым утром!

- Угадай по голосу

- Береги руки

- Бабушка Маланья

- Повернись вокруг себя

- По дорожке на одной ножке

- Маленькие и большие ножки

- Мы топаем ногами

- Сделай фигуру

- У меня есть всё!

- Кто приехал?

- Лавата

- Ладошки

- сосед, подними руку

-Узнай по голосу

- Пропавшие ручки

- Мы погреемся немножко

Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика также помогают детям знакомиться со своим телом.

2. Значение употребления в пищу здоровой продукции.

Начиная с младшей группы необходимо дать представление детям о полезной и вредной пище, об овощах и фруктах, молочных продуктах.

Со средней группы воспитывать потребность в соблюдении режима питания.

Начиная со старшего возраста формировать представление детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

В подготовительной группе детей знакомят с рациональным питанием (объём пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим).

Детскому организму присущий быстрый процесс роста и развития. Поэтому возрастает потребность ребёнка в питательных веществах. Пища должна содержать в достаточном количестве нужные ребёнку белки, углеводы, минеральные вещества, воду, витамины. Необходимо помнить, что организм маленьких детей может усвоить не всякую пищу. Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья ребёнка.

3. Значение сна, гигиенических процедур, закаливания, режима дня в жизни человека.

Режим дня – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма: сон, приём пищи, общение с внешним миром.

Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления, содержит оптимальные условия для физического и психологического развития ребёнка.

Закаливание – один из основных способов повысить сопротивляемость организма к колебаниям температуры и к простудным заболеваниям.

Существует несколько принципов, которых надо придерживаться, чтобы получить положительный эффект от закаливания:

- систематичность;

- постепенность;

- учёт индивидуальных особенностей и эмоциональное состояние ребёнка (состояние здоровья, условия жизни, среды и индивидуальные качества).

Закаливающие процедуры с детьми:

- облегчённая одежда в помещении;

- одежда, соответствующая временам года;

- соблюдение температурного режима с детьми;

- воздушные ванны;

- утренняя гимнастика;

- гимнастика после дневного сна;

- дыхательные и звуковые упражнения;

- хождение босиком;

- обтирание водой;

- обмывание ног водой;

- солнечные ванны;

- свето - воздушные ванны.

Со старшей группы детей знакомят с важными компонентами здорового образа жизни : правильное питание, движение, сон, воздействие солнца, воздуха и воды, а также факторами, разрушающими здоровье.

В подготовительной группе расширяются представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Утренняя гимнастика – это система физических упражнений, имеющих целью пробуждение организма. Физиологическое значение зарядки состоит в подготовке организма к дневным нагрузкам, в том числе и к принятию пищи и её перевариванию, играм, учёбе.

Зарядка приносит пользу, как организму в целом, так и каждому органу в отдельности; способствует формированию правильной осанки, укрепляет мышцы, формирует оптимальный дыхательный стереотип, улучшает работу сердечно - сосудистой системы.

Зарядка способствует быстрому и полноценному переходу центральной нервной системы и всего организма от состояния сна к состоянию бодрствования.

Зарядка – это не только гигиеническая процедура, она имеет и воспитательное значение. Привычка ежедневно делать зарядку организует и мобилизует ребёнка, служит важным компонентом ЗОЖ. Регулярное выполнение зарядки развивает у детей настойчивость, волю и дисциплину – качества, которые необходимы для решения различных жизненных задач.

О значении зарядки знали ещё древние греки и римляне, которые активно ей занимались.

Мы живём в век компьютеров. Мы всё больше развиваемся, как «неподвижное общество». Утренняя гимнастика – маленький, но значимый вклад в увеличение дозы суточной двигательной активности.

4. Значение здорового образа жизни.

С младшего возраста необходимо формировать представление детей о ценности здоровья, желание вести ЗОЖ.

Формировать умение сообщать о своём самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

В средней группе знакомить детей с понятием «здоровье», «болезнь».

Развивать умение устанавливать связи между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия («Я чищу зубы – значит, они у меня не болят», «Я промочил ноги и у меня начался насморк»).

Со среднего возраста учить детей оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травмах.

Со старшей группы формировать представление о правилах ухода за больными (заботиться о нём, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения).

Воспитывать сочувствие к болеющим людям.

Уметь охарактеризовать своё самочувствие.

Знакомить детей с возможностями здорового человека.

Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах.

Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься спортом и физкультурой.

Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

Начиная с подготовительной группы расширять представления детей об активном отдыхе.

5. Значение физических упражнений.

В младшем возрасте познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма.

В среднем возрасте дать детям представление о значении физических упражнений для организма. Продолжать знакомить с упражнениями на укрепление различных систем.

В старшем возрасте продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма. Это формирует у детей привычку частично брать на себя ответственность за своё здоровье.

В подготовительной группе у детей формируют представление о значении двигательной активности в жизни человека, умение использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Во всех возрастных группах педагогам необходимо контролировать осанку при посадке детей на занятии!

Важно сформировать у детей полезные привычки.

Все привычки, которыми должен овладеть ребёнок дошкольного возраста, можно объединить в 2 группы.

1 группа: привычки личной гигиены:

- пользоваться только личными предметами в туалете;

- следить за состоянием одежды, обуви;

- любить чистоту;

- мыть руки перед приёмом пищи;

- каждое утро делать гимнастику;

- выполнять закаливающие процедуры;

- правильно ухаживать за зубами;

- уметь пользоваться туалетной бумагой и т. п.

2 группа: привычка культурного поведения:

- не кричать, а вежливо просить;

- благодарить взрослых (ровесников) за выполненную просьбу (пожелание);

- не мешать другим детям и взрослым за столом, на занятиях, на прогулке, в спальной комнате, при раздевании;

- входя в помещение с улицы, вытирать ноги;

- ставить на место игрушки, книжки после действий с этими предметами;

- здороваться и прощаться;

- уступать место взрослым, мальчики должны уступать место девочкам;

- проявлять заботу о младших, больных людях ит. д.

Работа с родителями:

Проведение групповых и индивидуальных консультаций по рекомендации рационального питания, значения соблюдения режима дня, закаливающих процедур и т. д.

Использование стендовой информации :

«Спортивный уголок дома», «Чем заняться с ребёнком на прогулке зимой», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Важность ведения здорового образа жизни» и т. д.

Привлечение родителей к оформлению физкультурных уголков.

Приглашение на встречу со спортсменами, людьми, занимающимися активно спортом.

Совместные походы на природу.

Участие в соревнованиях «Лыжня России», «Кросс наций».

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование здорового образа жизни дошкольников»
Опубликовано: 25 января 2020 в 12:44
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Формирование здорового образа жизни дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ивановна Елишева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД