Светлана Гудухина
Консультация для педагогов ДОО «Структурные компоненты прогулки и ее значение»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОО
В детском саду обязательным элементом в образовательно-воспитательном процессе является- прогулка.
Прогулка имеет большое значение для развития детей:
-развивает умственные способности и наблюдательность (дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем, узнают об особенностях сезонных изменений в природе, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе;
-даёт возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых;
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
-удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит);
-у детей вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус;
-дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся ловкими, смелыми, подвижными;
-на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, эстетического и трудового воспитания.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Прогулка включает совокупность образовательных областей таких как «Физическая развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов, при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, обыгрыванием действий персонажей сюжетно-ролевых игр, расширением представлений о человеке, его окружении…
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, необходимо заранее продумывать ее содержание. Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратилось много времени.
Перед прогулкой обязательно воспитателю проверить место прогулки. Устранить опасные места для жизнедеятельности детей.
Безопасность:
-проверить наличие посторонних подозрительных предметов на участке;
- проверить все оборудования на участке они должны быть в исправном состоянии (без острых выступов углов, гвоздей, шерховатостей и другое);
- размеры оборудования и инвентарь для игр на участке должны соответствовать СанПину;
-напоминать правила безопасного поведения при выходе на улицу и заходе в помещении детского сада (не толкаться, не бежать, держаться за перила и другое).
Виды прогулки: (по месту проведения)
-на территории участка детского сада;
-за пределами территории детского сада Старшие группы)
Виды прогулки: (по содержанию)
-традиционные; -тематические; -целевая; -поход.
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГУЛКИ.
Структурными компонентами прогулки являются:
-разнообразные наблюдения;
-трудовые действия детей на участке;
-подвижные игры и игровые упражнения;
-индивидуальная работа, дидактические игры;
-самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательно активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длиться от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на свежем воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались.
1. НАБЛЮДЕНИЯ
Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений, обогащают эстетические представления. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины и делать выводы, а цель воспитателя пробудить интерес.
Наблюдать можно:
-за живой природой;
-за неживой природой;
-за трудом взрослых (1-2 раза в квартал);
-за жизнью улицы. Целевые прогулки (к перекрестку, к определенному объекту).
Виды наблюдения:
- кратковременные; - длительные
Наблюдение должно быть не растянутым по времени, интересным, каждый раз предлагается новый объект. Проводится оно с целой группой, подгруппой.
2. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА УЧАСТКЕ.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. В процессе ее выполнения важно сформировать положительное отношение, уважение к труду взрослых, желание включиться в трудовой процесс, а затем проявлять самостоятельность, инициативу. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными. Можно давать какие- либо поручения (например: покормим птиц, сбор камушков на участке и другое). Ребёнок учится уважать и ценить труд других людей и приходить к ним на помощь, познает правила выполнения трудовых заданий, приобретает навыки пользования орудиями труда, к тому же учиться бережно обращаться с инвентарем. При выполнении трудовых действий, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое дело до конца. Формируются положительные взаимоотношения со сверстниками.
Формы организации труда:
-индивидуальные трудовые поручения;
-работа в группах;
-коллективный труд (умение принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу).
3. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Структурным компонентом каждой прогулки являются организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. В подвижной игре решается несколько задач: повышение эмоционального тонуса каждого ребенка, удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях, уточнение знаний о различных объектах, развитие ориентировки в окружающем и умение слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с требованиями игры.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Структурные компоненты прогулки проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, повседневной жизни. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом. Задача взрослого заключается в том, чтобы привить детям навыки совместных игр. Такие игры развивают простейшие конструктивные навыки, активизируют познавательную деятельность детей, способствуют развитию фантазии, творческого начала.
5. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Прогулка интересна ребенку, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Различные дидактические упражнения интересные задания и игры с природным материалом стимулируют детскую активность. Каждая дидактическая игра состоит из дидактической задачи, содержания, правил, игровой ситуации. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание, память, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.
Дидактические игры: «Найди листочек», «Отгадай, что в руке», «Узнай животное»,» Узнай по описанию», «Кто лишний», «Кто как кричит», «Назови птицу» …
5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
На прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтоб ребёнок, с которым ведётся индивидуальная работа, понимал её необходимости и охотно выполнял предложенные задания.
Общий вывод:
Прогулка интересна ребенку будет в том случае, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. А кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная прогулка вносит неоценимый вклад и в здоровье наших воспитанников.
Литература:
1. Теплюк С. Н. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду «Занятия на прогулке с малышами» Мозаика Синтез Москва 2010
2. Уланова Л. А. Иордан С. О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» «Детство-Пресс» СПБ 2007
3. СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
4. Бабаева Т. И. Детство Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания / Т. И. Бабаева и др. – СПБ; Детство – Пресс 2011