Елeна Нестерова
Консультация для педагогов и родителей. «Могут ли взрослые внушать свои страхи детям?».
▼ Скачать + Заказать документы
Дети кроме возрастных испытывают еще и страхи, которые им внушили взрослые. Взрослые люди боятся очень многих вещей: увольнения с работы, кризиса, змей, развода, аварий…Часто, не обращая внимания на присутствие детей, в красках обсуждают подробности катастроф, страшных преступлений, опасности «птичьего гриппа». Все это обсуждается на работе, дома, не замечается, что ребенок вольно или невольно слышит эти слова и, конечно же, запоминает их.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей, „Могут ли взрослые внушать свои страхи детям?“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
В других случаях ребенку достаточно увидеть, как ведут себя его близкие в пугающей их ситуации (например, как бабушка вздрагивает при резком звуке от взрыва петарды за окном, и то, что это страшно, ему становится понятно и без слов.
Так у ребенка формируется особый вид страхов — внушенные страхи. Их источником являются окружающие ребенка взрослые — родители, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, которые, сами того не желая, заражают ребенка своими тревогами и опасениями. Заразить страхом очень просто — достаточно излишне эмоционально, тревожно отмечать наличие опасности, демонстрировать собственный страх.
Сколько раз в день маленький ребенок слышит фразы типа: «Не наступай туда — провалишься», «Не бери — уколешься», «Не прыгай — упадешь»! Они произносятся взрослыми с исключительно благими намерениями: с высоты своего опыта предупредить ребенка о подстерегающих его опасностях. Действительно, для ребенка безопаснее было бы «не ходить туда» и «не брать этого». Но почему — он пока еще не понимает. Зато он отчетливо распознает посылаемый взрослыми сигнал тревоги. Страх формируется, закрепляется и распространяется на все похожие ситуации.
У ребенка возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Если запугивать ребенка «на всякий случай», то он теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. К числу внушенных страхов можно отнести страхи, которые возникают у очень беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеются в его психике.
Часто взрослые, собравшись за столом или перед телевизором, начинают с беспокойством обсуждать, что где-то кто-то долго и тяжело болел и в конце концов умер, где-то из-за крушения самолета погибли более ста человек, и другие тревожные новости. В таких разговорах часто проскальзывают мысли о том, что подобное может случиться и с кем-то из близких. На самом деле, если на секунду представить себе, что мы сами или кто-то из дорогих нам людей может погибнуть в авиакатастрофе, становится больно и страшно. Это абсолютно естественные чувства, которые испытывает человек, даже не обремененный устойчивыми страхами (фобиями) в связи с перелетами. Но мы, взрослые, вспоминаем статистику, согласно которой вероятность погибнуть в авиакатастрофе несоизмеримо меньше, чем в дорожно-транспортном происшествии, берем себя в руки и покупаем билет на самолет. А у ребенка, посвященного в опасения взрослого, остается жгучий страх : «А вдруг с моим папой или мамой что-то случится?»
Еще одна причина внушенных страхов : эмоциональный шантаж. Многим знакомы такие слова, как: «Ты сведешь меня в могилу своим поведением» или «У меня начинает болеть сердце, когда ты.». Понятно, что такие высказывания носят сугубо воспитательный характер, и взрослые не собираются с их помощью сформировать у ребенка страх долгой разлуки с родителями или тем более их смерти. Но, к сожалению, дошкольники не слишком умеют понимать истинный смысл переносных и образных выражений и получают в нагрузку к воспитанию новые опасения. Чьи они? Если вдуматься, то окажется, что это опасения самих взрослых : ведь взрослые припугивают своих детей только тем, что кажется страшным им самим.
Особый вид «подаренных» детям страхов связан со всевозможными родительскими комплексами. Букет из разнообразных комплексов почти каждый из нас получает еще в детстве: «Я некрасивая», «Я слабый», «Я самый глупый», «Я ничего не умею», «Я хуже всех». Со временем, взрослея, человек перерастает или перебарывает многие вещи, которые в детстве заставляли его комплексовать. Но они продолжают жить в его душе, сквозят в его поступках и со временем передаются его собственным детям.
Таких «полученных по наследству» детских страхов очень много. Это и опасения быть «не настоящим мужчиной» или «не настоящей женщиной», страх быть смешным, страх отказать другому человеку в его просьбе, страх отстаивать свою точку зрения и многие-многие другие. Механизм их усвоения один и тот же: эти страхи, не будучи осознаваемыми родителями, отчетливо просматриваются в их поведении, и ребенок усваивает их в качестве «нормы жизни».
Некоторые детские страхи имеют своеобразную «поддержку» со стороны родителей. Так бывает, когда родителям по каким-то причинам выгодно, чтобы ребенок продолжал бояться.
Вывод.
Родители могут внушить или «подарить» незаметно для себя детям тот или иной страх, в случаях:
• если сами родители чего-то сильно боятся каких-нибудь событий и часто говорят об этом, демонстрируют это своим поведением;
• родители излишне опекают ребенка, стараются оградить его от всего, что кажется опасным им самим;
• в поведении родителей проявляются их собственные комплексы, связанные со страхом быть хуже других, показаться глупым, смешным и т. д. ;
• родителям по каким-то причинам выгодно, чтобы страхи ребенка не проходили, а сохранялись.
Литература: А. В. Микляева П. В. Румянцева «Нам не страшен серый волк. Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов».