Ольга Полозова
Консультация для педагогов «Что делать, в моей группе ребенок с аутистическими чертами»
▼ Скачать
Аутизм – ставится при дефиците коммуникативных и социальных навыков, а также повторяющихся и стереотипных форм поведения. Причины появления неизвестны, скорее всего они провоцируются комплексом факторов.
Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, независимо от места проживания, расовой принадлежности, социального уровня и т. д.
Медицинских способов лечения аутизма нет. Другое дело, что у ребенка с РАС могут быть различные заболевания. Например, связанные с обменом веществ, с пищеварением, с различными аллергическими реакциями и т. д. И в таком случае, медикаментозная терапия позволит улучшить общее состояние аутичного ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Что делать, в моей группе ребенок с аутистическими чертами“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Аутизм нужно рассматривать как нарушение развития, но не как расстройство психики.
Итак, я вас приглашаю в увлекательное путешествие в мир ребенка с аутистическими чертами.
Игровые и социальные навыки – пожалуй, самые важные из тех, которым может научиться ребенок, потому что они существенно влияют на качество жизни. Если он научится «правильно» и значимо играть с другими детьми, это сделает его счастливей, даст ребенку возможность для развития речи и навыков коммуникации, а также когнитивных способностей, включая абстрактное мышление. Но если просто поместить ребенка с РАС в детский коллектив, ничего может не произойти, потому что он не умеет учиться у других как остальные дети, у него нужно это вырабатывать. В данной ситуации преимуществом являются сами сверстники группы. Они порой намного сильнее, чем взрослые. Например, им удается прекратить нежелательное поведение значительно быстрее, эффективнее, чем педагогам. Взрослые чаще говорят, как педагоги («Что нужно сказать?», «Ты ведешь себя не по-товарищески», «Ты разозлился?», а дети, как правило, высказывают все прямо, не заботясь о толерантности, в естественной и эффективной манере («Прекрати!», «Дай мне!», «Чушь какая!»). Или просто забирают свою игрушку.
Со временем у ребенка с аутизмом может появиться желание подстроиться под сверстника. Соответственно сверстники станут естественным подкреплением желательного поведения.
Педагог в свою очередь стремится к тому, чтобы ребенок стал более самостоятельным, нужно набраться терпения. Например, делегировать ребенку маленькие бытовые дела. Как и всем детям. Но не накрыть на стол, а отнести тарелку, или положить на стол столовые приборы, полить цветок. Ваши эмоции и актерское мастерство, сдерживание порыва сделать за ребенка обязательно увеличат его опыт и вызовут интерес к этой деятельности.
Для формирования инициативы необходимо создавать условия. Часто дети с РАС испытывают трудности, когда надо выбирать. На первом этапе можно предлагать выбор из двух вариантов и подсказывать (одна интересная, другая – нет, потом предложить из двух похожих вещей (синяя или зеленая футболка). Постепенно у ребенка сформируется собственная позиция и собственное самостоятельное желание сделать выбор.
Часто бывает так, что ребенок проявляет инициативу в чем-либо, что не очень уместно с взрослой точки зрения. Этого делать сейчас в группе нельзя. Возникает желание запретить ребенку выполнить то, что он хочет, или сделать за него. Желательно в этот момент остановиться и поступить следующим образом:
Оценить ситуацию, свои ресурсы и действительный ущерб, который может произойти от действий ребенка.
- Например, ребенку нравится лить воду. Вам кажется это совершенно бессмысленным. Как поступить? Можно предложить полить цветы или налить всем воды (придать конкретному действию осмысленности).
- Или ребенок везде рисует. Можно специально выделить место на доске, для рисования, рассказать о профессиях, связанных с рисованием или сделать раскраски для маленьких и попробовать так реализовать его талант. Еще один вариант – Старые обои, попросить рисовать только на них. Важно давать ребенку возможность быть услышанным, чтобы не потерял уверенность в том, что его проявления видят, слышат и учитывают.
Поощрение. Всегда хвалите ребенка за то, что он делает! Даже желание что-то сделать. «Ты отлично убрал за собой игрушки, ты молодец. Можно было бы убрать машинку, тогда будет еще лучше».
Мы часто недооцениваем похвалу, когда это касается детей с РАС, иногда кажется, что они совершенно равнодушны к ней. Но это отнюдь не так. Они просто не умеют открыто демонстрировать свою реакцию.
Этапность. Все навыки и умения можно разделить на этапы, а каждый этап – на шаги. С позиции ребенка это выглядит так : подражаю, смотрю, как делают другие, и повторяю. Потом делаю сам, но с помощью. И наконец – делаю полностью сам. Самый затяжной этап – когда ребенок делает с помощью. Здесь важно постепенно снижать уровень поддержки. Например, педагог полностью надевает на ребенка куртку, потом надевает куртку и соединяет молнию, а ребенок застегивает молнию до конца, после педагог держит куртку, а ребенок сам в нее залезает – и так далее до того, пока ребенок не начнет выполнять все действия сам.
Обязательно должна быть визуальная поддержка. Такая подача облегчает понимание происходящего. Так же как у педагога есть режим, план воспитания на день, так же и у ребенка с РАС должны быть последовательные картинки, что сейчас будет происходить в группе. Хотя бы то время, когда он находится здесь.
Социальные истории. Это один из видов визуальной поддержки. Социальные истории – краткий рассказ с подробными иллюстрациями. Это своего рода инструкция с картинками, касающихся повседневных дел. Найти подборку социальных историй можно в интернете.
Это все, конечно же, требует большого терпения и настойчивости, но если выработать привычку передавать ребенку ответственность за некоторые важные дела, постепенно ребенок будет осваивать этот непростой взрослый самостоятельный мир!