Роман Аржанов
Консультация для педагогов «Адаптивная физическая культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Долгопрудного
Детский сад комбинированного вида № 21 «Росинка»
На тему: «Адаптивная физическая культура»
Подготовил: Аржанов Роман Сергеевич
Инструктор по физической культуре
2021
Публикация «Консультация для педагогов „Адаптивная физическая культура“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Адаптивная физическая культура
Раздел 1. Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики
Отличия адаптивной физической культуры (АФК) от физической культуры, медицины, коррекционной педагогики, валеологии, гигиены и др. отраслей знания и практической деятельности; связь АФК с другими областями научных знаний. Декартова система координат как модель пространства научных проблем адаптивной физической культуры (первая ось - виды адаптивной физической культуры, вторая ось - виды заболевания (инвалидности, третья - возрастные периоды жизни человека).
Раздел 2. Основные виды адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание - как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в реализации трудовой и бытовой деятельности, за счёт формирования у людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развития широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем; становления, сохранения и использования оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Адаптивная двигательная рекреация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности за счёт формирования у лиц с отклонениями в состоянии здоровья мировоззрения, философских взглядов гедонизма, освоения ими основных приёмов, способов, средств, видов рекреационной деятельности.
Адаптивный спорт как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность личности в соревновательной и коммуникативной деятельности, в максимальной самореализации своих способностей, сопоставления их со способностями других людей за счёт приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к спортивной культуре, освоения ими техники, тактики и других компонентов конкретного вида спорта.
Адаптивная физическая реабилитация как вид адаптивной физической культуры, способный удовлетворить потребность человека с отклонениями в состоянии здоровья в восстановлении у него временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности) за счёт освоения им естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; обучения его умением использовать соответствующие комплексы упражнений, закаливающие и термические процедуры, и другие средства АФК.
Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики как виды, способные удовлетворить потребность лиц с отклонениями в состоянии здоровья в творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный, другие средства искусства за счёт освоения ими телесно-ориентированных техник сказкотерапии, игротерапии; формокоррекционной ритмопластики и др.
Экстремальные виды двигательной активности как виды, способные удовлетворить потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, стремлении испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно или субъективно опасных для здоровья (или жизни) за счёт освоения техники, тактики, средств обеспечения страховки и других компонентов экстремальных видов двигательной деятельности.
Раздел 3. Характеристика объекта педагогических воздействий в адаптивной физической культуре
Классификация инвалидов: в зависимости от тяжести заболевания и ограниченности жизнеобеспечения (инвалиды I, II, и Ш группы); в зависимости от нозологических признаков (инвалида по зрению, слуху, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.). Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Раздел 4. Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубежом
Основной социальный закон функционирования и развития физической культуры (в том числе адаптивной) - её обусловленность экономическим и социально-политическим строем общества. Принципы, вытекающие из данного закона, - прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. Важнейшие дополнительные принципы, вытекающие из данного закона для адаптивной физической культуры, - социализирующе-реабилитационный характер, коррекционная, компенсаторная, профилактическая направленность. Анализ аксиологических концепций отношения общества к лицам с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) : «инвалидизма», социальной полезности инвалидов, личностно-ориентированной концепции. Роль адаптивной физической культуры в реализации данных аксиологических концепций в историческом контексте. Становление и развитие адаптивной физической культуры как продвижение по магистральному направлению - от лечебного к рекреативному и от него к спортивному видам физической культуры. Исторический взгляд на развитие адаптивной физической культуры в контексте главных социальных сторон жизни общества: труда, образования, игры, досуга. Становление отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп.
Раздел 5. Становление и развитие адаптивной физической культуры в нашей стране
Характеристика основного социального закона функционирования и развития адаптивной физической культуры, принципов (прикладное, всесторонности, оздоровительной направленности; социализирующе-реабилитационного характера, корректирующей, компенсаторной и профилактической направленности, аксиологических концепций отношения общества к инвалидам в нашей стране. Исторический анализ развития адаптивной физической культуры в образовании, игровой и досуговой деятельности инвалидов, как средства профессиональной реабилитации в нашей стране. Развитие отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп в нашей стране.
Раздел 6. Воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры
Реализация принципов воспитания личности в процессе адаптивной физической культуры (принцип общественно-ценной целевой направленности; принцип связи содержания и организации воспитательного процесса с жизнью, трудом, досугом; принцип единства требований со стороны всех, участвующих в воспитании; принцип комплексного подхода и формированию личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип уважения к личности в сочетании с требовательностью; принцип опоры на положительное; принцип дифференцированного подхода). Методы формирования нравственного сознания и практического приучения (наглядный пример, методы убеждения; одобрения, похвала и осуждение, порицание, неодобрение; поощрение и наказание). Умственное (интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое, волевое, экологическое и другие виды воспитания в процессе занятий адаптивной физической культурой. Взаимодействие специалиста по адаптивной физической культуре с учителями (преподавателями) по другим учебным дисциплинам, врачами и психологами образовательных учреждений. Воспитание самостоятельности и независимости.
Раздел 7. Функции адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура как многосложное функциональное явление и ее влияние на различные стороны жизни всего общества и каждого человека, имеющего физические, интеллектуальные, сенсорные и другие стойкие дефекты. Группа педагогических функций, характеризующих процесс применения физических упражнений для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в основных видах адаптивной физической культуры - адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации. Характеристика важнейших педагогических функций : учебно-познавательной, развивающей коррекционной, профессионально-подготовительной, воспитательной, компенсаторной, рекреативно-оздоровительной, соревновательной, гедонистической, оздоровительно-восстановительной, ценностно-ориентационной, творческой, лечебно-восстановительной, профилактической, самореабилитационной, функции самовоспитания. Группа социальных функций адаптивной физической культуры, характеризующих ее влияние на другие социальные явления и процессы окружающей жизни, ее взаимоотношения с другими социальными институтами и феноменами. Характеристика важнейших социальных функций: социализирующей, коммуникативной, интегративной, гуманистической, зрелищной, эстетической, престижной и др.
Раздел 8. Принципы адаптивной физической культуры Принципы (основные установочные положения) адаптивной физической культуры в деятельности специалиста в данной сфере социальной практики. Три основных группы принципов адаптивной физической культуры : социальные, общеметодические и специально-методические. Социальные принципы: гуманистической направленности, социализации, непрерывности физкультурного образования, интеграции, приоритетной роли микросоциума - их характеристика. Общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности - особенности применения в адаптивной физической культуре. Специально-методические принципы: диагностирования, дифференциации и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, компенсаторной направленности, учета возрастных особенности, профилактической направленности, адекватности, оптимальности и вариативности - основные принципы в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.
Раздел 9. Задачи и средства адаптивной физической культуры
Главная группа задач адаптивной физической культуры - коррекционные, компенсаторные и профилактические. Задачи коррекции основного дефекта (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, соматических функциональных систем и др., сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом и сопутствующими заболеваниями. Задачи компенсации функций организма в случае невозможности коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений. Задачи профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений при наличии тех или иных дефектов. Адаптация традиционной группы задач физической культуры - образовательных, воспитательных, оздоровительных - для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Физическое упражнение - основное средство адаптивной физической культуры. Классификация физических упражнений. Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, соматических заболева-ний и др. Средства коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и профессионально важных двигательных действий: осанки, плоскостопия, телосложения; ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания, метаний и мелкой моторики; расслабления, согласованности движений, ориентировки в пространстве и во времени; дифференцировки усилий, пространства, времени; равновесия; быстроты реагирования на изменяющиеся условия, дифференцировки тактильных ощущений, устойчивости к вестибулярным раздражителям и др.
Раздел 10. Методы адаптивной физической культуры
Метод - как способ, путь достижения поставленной цели; методический прием как вариант реализации метода в соответствии с конкретной задачей коррекции, компенсации, профилактики, обучения, воспитания, оздоровления. Методы АФК, используемые в комплексной реабилитации больных и инвалидов: лечебная гимнастика (суставная и силовая, массаж, коррекция положений, дозированная ходьба (терренкур, гидрореабилитация (гидроаэробика, игры в воде и др., механотерапия, физические методы лечения (водолечение, теплолечение, светолечение, самомассаж, вибрационный массаж, баролечение и др., психосоматическая саморегуляция и аутогенная тренировка, аудиовизуальная стимуляция (музыка, цвет, образ) и др. Методы социализации и оптимизации коммуникативной деятельности в адаптивной физической культуре. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре (методы организации учебной деятельности, стимулирования, контроля и самоконтроля учебной деятельности). Методы развития физических качеств и способностей (равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой). Комплексное применение методов адаптивной физической культуры.
Раздел 11. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре
Сходства и различия процессов обучения двигательным действиям в различных видах адаптивной физической культуры (адаптивном физическом воспитании, адаптивном спорте, адаптивной двигательной рекреации и физической реабилитации).
Максимально возможное исключение ошибок из процесса освоения двигательных действий — главное требование к этому процессу в адаптивной физической культуре. Понятия «ошибки» и «допустимых отклонений». Основные теоретические концепции «безошибочного» обучения: теория поэтапного формирования умственных, перцептивных, двигательных действий и понятий (П. Я. Гальперин, концепция формирования образа в системе психической регуляции деятельности; концепция «искусственная управляющая среда», теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом (С. П. Евсеев). Традиционная (трехэтапная) структура процесса обучения (этап начального, этап углубленного разучивания, этап результатирующей отработки действия). Структуры процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.
Раздел 12. Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Основные закономерности развития физических способностей (движение - ведущий фактор развития физических способностей, зависимость развития физических способностей от режима двигательной деятельности, этапность развития физических способностей, неравномерность и гетерохронностъ развития, обратимость показателей развития способностей, перенос физических способностей). Педагогические принципы развития физических способностей. Развитие и совершенствование силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости у инвалидов и лиц с нарушениями в развитии сенсорных систем, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи, других органов и систем. Приоритетная роль игрового метода в коррекции двигательных нарушений.
Раздел 13. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом
Государственные органы управления физической культурой (включая адаптивную физическую культуру) и их взаимодействие с государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающихся проблемами данной категории населения в нашей стране и за рубежом. Нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов).
Общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в нашей стране (ВОИ, ВОГ, ВОС, их региональные представительства, в том числе, проблемами адаптивной физической культуры. Международные общественные организации, занимающиеся проблемами адаптивной физической культуры (образованием, научно-исследовательской деятельностью, спортом, рекреацией).
Раздел 14. Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья
Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения системы образования и системы социального обеспечения и организация в них адаптивного физического воспитания. Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья в специальных (медицинских) группах в дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
Раздел 15. Организация адаптивного спорта
Адаптивный спорт — социальный феномен, интегрирующий лечебное рекреационное и спортивное направления физической культуры. Государственные и общественные органы управления адаптивным спортом, координация их деятельности. Учреждения адаптивной физической культуры и спорта (детско-юношеские спортивные школы инвалидов) - основная государственная структура, организующая занятия адаптивным спортом. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе. Паралимпийское, Специальное Олимпийское и Олимпийское движение глухих - три основных направления развития адаптивного спорта. Общественные организации, занимающиеся управлением адаптивным спортом в России и за рубежом, в рамках выделенных основных направлений (Международный и Национальный Паралимпийские комитеты, «Спешиал Олимпикс Интернэшнл» и Специальная Олимпиада России и др.).
Раздел 16. Организация адаптивной двигательной рекреации
Организация адаптивной двигательной рекреации у лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) в различные возрастные периоды жизни (дошкольном, школьном, молодёжном, зрелом, пожилом). Организованные (в специальных образовательных учреждениях, в общественных организациях и т. п.) и самодеятельные занятия адаптивной двигательной рекреации. Интеграция лиц с отклонениями в состоянии здоровья и здоровых людей в процессе рекреационных занятий.
Раздел 17. Организация физической реабилитации
Организация физической реабилитации (ЛФК и физических методов лечения) в стационарных лечебных учреждениях. Лечебная физическая культура в амбулаторных учреждениях. ЛФК в системе специального (коррекционного) образования. ЛФК - как непременное условие нормального жизнеобеспечения инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата. ЛФК - первая ступень на пути к адаптивному спорту, комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и, особенно, инвалидов. Комплексная реабилитация - как процесс обеспечения готовности к реализации образа жизни. Физическая реабилитация - база, основа любого вида реабилитации: социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной; первоначальной, элементарной и полной; медицинской, технической, психологической, педагогической. Роль и место адаптивной физической культуры в образе жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья, представляющем собой реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной практики.
Рекомендуемая литература (основная)
1. Минникаева, Н. В. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебное пособие / Н. В. Минникаева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 142 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1669-4 ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278495
2. Сапего, А. В. Частные методики адаптивной физической культуры : учебное пособие / А. В. Сапего, О. Л. Тарасова, И. А. Полковников ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. - 228 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8353-1589-5 ; То же [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278924
Дополнительная литература
3. Современные проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры / под ред. А. И. Навойчик, А. И. Шпаков, А. М. Полещук. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 122 с. - ISBN 978-5-4458-2201-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=135304.
4. Теория и организация адаптивной физической культуры : [В 2 т. ] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032102 и студентов техникумов и колледжей, обучающихся по специальности 050721 : доп. Федер. агенством по физ. культуре и спорту. Т. 1: Введение в специальность. История и общ. характеристика адапт. физ. культуры / под. ред. С. П. Евсеева. - М. : Сов. спорт, 2007. - 291 с. : табл. Режим доступа https://lib.sportedu.ru/
5. Теория и организация адаптивной физической культуры : [В 2 т. ] : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032102 и студентов техникумов и колледжей, обучающихся по специальности 050721 : доп. Федер. агентством по физ. культуре и спорту. Т. 2: Содержание и методики адапт. физ. культуры и характеристика ее основных видов / под. ред. С. П. Евсеева. - М. : Сов. спорт, 2007. - 446 с. : ил. Режим доступа: https://lib.sportedu.ru/
6. Тупоногов, Б. К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. Методическое пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон. дан. — М. : Владос, 2011. — 224 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3006.
7. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. Учебное пособие / под ред. С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло. - М. : Советский спорт, 2010. - 245 с. - ISBN 978-5-9718-0369-0 ; То же [Электронный ресурс]. - URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57371
8. Харченко, Л. В. Развитие физических качеств у детей с комбинированными нарушениями зрения и интеллектуального развития : учебное пособие / Л. В. Харченко, Т. В. Синельникова ; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск : Издательство СибГУФК, 2007. - 46 с. : табл. ; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274589