Рита Расимовна Назирова
Консультация для педагогов «Ознакомление с признаками летнего сезона»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с признаками летнего сезона.
Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с характерными отличительными признаками летнего сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы. Так в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, характерными для этого года времени явлениями, которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одежды от погоды.
Публикация «Консультация для педагогов „Ознакомление с признаками летнего сезона“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сезонные консультации
- Темочки
В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и больше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдает за движением облаков и устанавливают простейшие связи: после дождя природа заметно оживает, воздух делается свежим и т. д. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.
Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распознавать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, поведению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что позволит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепенно в словарь дошкольников вводятся слова, характеризующие то или иное состояние погоды (знойный ветер, тихий ветерок, солнечная погода и т. д.). На основе знакомства с приметами дети учатся замечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды. Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать результаты наблюдений и фиксировать их в календаре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен народный календарь времен года (лета). Детям будет интересно узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с природой. Это отражает земледельческий календарь.
Детей старшего дошкольного возраста подводят к пониманию того, в какое время года дни самые теплые и длинные. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это происходит в полдень.
Чтобы дошкольники могли выявить причину сезонных изменений природы можно предложить модель «Продолжительность дня в разные сезоны». Установив связь этого явления с высотой солнца на небе, дети смогут показать траекторию движения солнца в это время года на рисунках: оно поднимается высоко над горизонтом – увеличивается долгота дня. Прямые солнечные лучи больше всего отдают тепла земле – наступает лето. Т. о. дошкольников знакомят со сменяемостью времен года в зависимости от положения Земли относительно солнца, времени ее движения в течение года. Одновременно уточняются знания дошкольников о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для всего живого на Земле – растений и животных. При ознакомлении детей с Солнцем также можно использовать графическую модель «Кому нужно солнце», которая представляет собой изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнечном свете и тепле. С целью формирования знаний о причинах смены частей суток, сезонов можно провести игру «Почему наступает другой день (сезон?», в которой бы отражались действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Для закрепления знаний дети выполняют задание на листе, где схематически изображены Солнце и Земля. Дошкольникам предлагается закрасить синим цветом то полушарие Земли, на котором зима, а красным – на котором лето. Для обобщения полученных знаний можно провести беседу «Круглый год».
На основе полученных знаний детей знакомят с состоянием различных групп растений (деревья, кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния – степень удовлетворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитатель продолжает расширять представления детей о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло. В начале лета следует обратить внимание ребят на цветущие кустарники – сирень, жасмин. В конце июня можно рассмотреть цветущую липу, обратить внимание на пряный аромат ее цветов, на то, как вьются и жужжат над ними пчелы, шмели, осы. С изменениями в неживой природе связаны изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т. д. Педагог помогает дошкольникам установить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.