МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Роль культурного наследия России в развитии и воспитании дошкольников»

Агафонова Фарида
Консультация для педагогов «Роль культурного наследия России в развитии и воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль культурного наследия России в развитии и воспитании дошкольников»

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, так как сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Публикация «Консультация для педагогов „Роль культурного наследия России в развитии и воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чём размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? "Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину. Нам педагогам необходимо донести и раскрыть детям красоту нашего края, района, показать особенность и богатство промыслов наших предков.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций. Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, интегрировать все образовательные области по ФГОС: физическое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Для достижения данной цели, создаем педагогические условия в ДОУ для приобщения дошкольников к истокам народной культуры, развиваем у детей устойчивый интерес к народной культуре, формируем у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности, воспитываем у дошкольников любовь и уважение к традициям своего края и людям труда.

В детском саду, в группе можно оборудовать уголок, место, где можно разместить предметы русского быта, игровой материал, куклы, игрушки, элементы русского костюма, наиболее часто опоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики. Наша задача педагогов, создать не «музейную обстановку», а ввести детей в самобытный мир путём его познания через игры, совместную деятельность. Способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.

Так же мы можем приобщить детей к русской культуре на специально организованных занятиях с участием музыкальных руководителей. Это такие праздники «Рождественская елка», «Пасха», «Масленица», «Святки-колядки», и театрализованные представления, где дети используют весь изученный и накопленный опыт в захватывающей игровой форме с незабываемыми переживаниями и эмоциями.

Для формирования у детей эстетических чувств, художественного вкуса, художественно-творческих способностей, используем все виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) при знакомстве детей с русским бытом и соответствующим ручным трудом, народно – прикладным искусством, народной игрушкой (Хохломская роспись, городетская роспись, дымковская игрушка, гжель и т. д.). Для раскрытия данной темы предполагается реализация всех образовательных областей программы:

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Речевое развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

• Физическое развитие.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что его воздействие на чувства ребенка носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Невозможно приобщать детей к народной культуре, не окунувшись в неё. В современном мире сохранить быт и традиции родного края смогли лишь музеи, которые создавались для передачи знаний, традиций и культуры нынешнему поколению.

Совершенствуя работу в данном направлении, мы изменяем развивающую среду. Мы можем создавать тематические выставки, мини-музеи используя всё пространство группы, зкскурсии, оформлению альбомой, например «Костюмы народов мира», «Предметы быта». В результате у детей обогащаются знания о свойствах предмета, расширяется словарный запас, развивается эстетический вкус.

За время работы у детей появляются знания о музее, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. У них развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к природе родного края. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.

Так же мы не можем обойтись без участия родителей.

Родители являются активными участниками, они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее, участвуют в играх, посещают выставки и мероприятия тематические, экскурсии. активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Анализируя, мы можем сделать следующие выводы. Пытаясь дать детям знания об истоках народной культуры, мы развиваем у детей самосознание принадлежности к нации, а значит, воспитываем в них уважение к своему народу, даем осознать важность сохранения именно наших русских традиций и обычаев. Прививаем любовь к родному краю, его природе и красоте. Стараемся привить уважение к людям и их труду, к соблюдению определенных норм поведения в обществе. Кроме этого формируем чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, настоящего и будущего. Пока нашим детям будет интересно культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого русского народа!

Публикации по теме:

Фотоотчет о совместном с библиотекой мероприятии «Люблю тебя, моя Россия» к году культурного наследия РоссииФотоотчет о совместном с библиотекой мероприятии «Люблю тебя, моя Россия» к году культурного наследия России В начале мая мы провели совместно с библиотекой мероприятие, приуроченное году культурного наследия России под названием «Люблю тебя, моя.

Сценарий закрытия Года культурного наследия народов РоссииСценарий закрытия Года культурного наследия народов России Сценарий праздника, посвященного закрытию Года культурного наследия народов России «Достояние нашей земли». Дети входят под музыку.

Консультация для педагогов и родителей «Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в музыкальном развитии дошкольников" Здравствуйте, уважаемые коллеги и уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Консультация для родителей и педагогов «Роль патриотической песни в воспитании дошкольников» Консультация для родителей и педагогов "Роль патриотической песни в воспитании дошкольников" Здравствуйте, уважаемые родители и коллеги.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол - наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Спектакль возникает только тогда, когда его играют. (Ханс Георг Гадамер) Наиболее распространённой формой организации детского досуга в.

Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»Консультация «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация. «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Кукольный театр – наиболее распространённая форма организации детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Роль культурного наследия России в развитии и воспитании дошкольников»
Опубликовано: 11 января 2024 в 20:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Роль культурного наследия России в развитии и воспитании дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Агафонова Фарида (УИ 2429012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД