puchkova elena
Консультация «Детские конфликты и причины их возникновения»
▼ Скачать + Заказать документы
С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Зарубежные и отечественные исследователи относят появление конфликтов к возрасту от одного до двух лет.
Они возникают :
у младших дошкольников из-за игрушек,
у средних – из-за ролей,
в более старшем возрасте - из-за правил игры.
Причина конфликта всегда отражает возрастное развитие ребёнка.
Конфликт может затухать и усиливаться. Некоторые факторы могут обострять протекание конфликта, другие наоборот ослаблять.
Публикация «Консультация „Детские конфликты и причины их возникновения“» размещена в разделах
Факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе :
- повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
- проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;
- отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта -- детей;
- эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
- вовлечение родителей.
Факторы, ведущие к ослаблению конфликта :
- уход на нейтральную сторону;
- беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;
- уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов;
- сохранение и укрепление межличностных отношений.
Объектом детского конфликта выступает конкретная материальная ценность (игрушка, книга, вещь и др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание, к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.
Субъекты конфликта - дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на многообразие, имеют общие стадии протекания:
1. формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
2. переход потенциального конфликта в реальный;
3. конфликтные действия и эмоциональная обида;
4. снятие или разрешение конфликта.
Причины возникновения конфликтов между детьми связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков.
По степени и форме столкновения детские конфликты могут быть : открытыми (спор, ссора) и скрытыми (действия исподтишка, маскировка истинных намерений); стихийными, возникшими спонтанно, и преднамеренными, спланированными или просто спровоцированными.
В ситуации, требующей проявления доброжелательности и согласованности, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту. Дети не всегда могут сопереживать и уступать. Это связано с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой.
Реальные отношения могут осложняться игровыми, например,
-если инициатор игры берет подчиненную роль, но реально руководит игрой,
-если дети не умеют договариваться между собой и, как следствие, игра распадается.
В игре наиболее ярко выделяются дети популярные и непопулярные. В общении с непопулярными детьми может возникать конфликтная напряженность, основной причиной которой является нежелание сверстников с ними играть.
Для 5-6-летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, даже восхищение. Они придирчиво относятся к выполнению роли («так бывает» и так «не бывает», стараются соответствовать ожиданиям играющих (понимая вину, говорят: «Я больше не буду», отрабатывают нужные для игры действия.
Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.
Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Важно отметить, что взрослый не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.
Дети с низкой самооценкой, с повышенным уровнем тревожности наиболее конфликтны. В своих исследованиях В. А. Пинчук выявила, что тревожность обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции - потребность оценить себя высоко, с одной стороны, и чувств неуверенности - с другой.
Задача родителей и воспитателей в детском саду — научить их правильно разряжать ситуацию без нанесения физических увечий, криков и истерик, чтобы в будущем они могли уверенно чувствовать себя в любом коллективе.