Галина Лобанкова
Консультация «Детские исследования»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Каждый ребёнок по природе своей – исследователь. Однако современная окружающая среда не способствует развитию у детей исследовательских навыков. Всё чаще они получают готовую к применению информацию, а детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить своё место в коллективе, сопереживать, заботиться о других. Поэтому традиционный объяснительно – иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже не достаточен. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное включение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Публикация «Консультация „Детские исследования“» размещена в разделах
Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность, желание познать окружающий мир развивают наблюдательность, системное мышление целеустремлённость, самостоятельность.
Согласно ФГОС ДО одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности». Поэтому задача современного педагога состоит не в передаче знаний и умений, а в создании условий для самостоятельной деятельности и развития.
Согласно ФГОС ДО одна из главных задач педагога – «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности и самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности». Поэтому задача современного педагога состоит не в передаче знаний и умений, а в создании условий для самостоятельной деятельности и развития.
Формы организации детской исследовательской деятельности.
«Путешествие по карте»
Данная форма организации исследования предполагает формирование детей представлений о пространстве и пространственных отношениях (частях света, места, на карте мира родной страны).
Цель – создать условия для развития у дошкольников естественно – научных представлений об окружающем мире, формирование его целостной картины. Алгоритм проведения исследования :
• выбор пункта назначения;
• выбор средства передвижения;
• определение маршрута (по глобусу и карте (возможны разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте);
• выяснение того, что дети знают о пункте назначения и характере пути (высказывание предположений, что и кто может встретиться в пути в данной местности);
• познавательно-исследовательская деятельность (программа путешествия);
• подведение итогов (подтверждение или опровержение высказанных предположений; выяснение того, что дети узнали нового).
Варианты тем:
«Поверхность земли и стороны света»;
«Северные земли и их обитатели»;
«Наша страна Россия»;
«Часть света – Антарктида (вечная зима)»;
«Часть света - Африка (вечное лето)»;
«Часть света – Европа (Азия, Австралия, Америка)»;
«Океаны и их обитатели (подводный мир)».
Содержание такой формы исследования зависит от темы. Изучается специальная литература, карта, прокладывается маршрут по карте,
животный и растительный мир.
«Путешествие по реке времени»
Данная форма организации детского исследования предполагает формирование у детей представлений о времени и временных отношениях, о понятии «историческое время». Дети на примерах материальных объектов цивилизации узнают, что такое прошлое и настоящее.
Цель - создать в воображении дошкольников целостные образы из истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.
Отправной момент исследования – реальные или смоделированные события. Например, Олимпийские игры станут поводом для «Путешествия в историю спорта», демонстрация керосиновой лампы или перьевой ручки - для путешествия в историю осветительных приборов и письменных принадлежностей.
Отталкиваясь от конкретного события, воспитатель ставит проблемные вопросы. Например: «Какие есть средства передвижения?», «Какими средствами передвижения пользовался человек, когда ещё не изобрёл колесо, мотор?»
Вопросы побуждают детей сравнивать предметы и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Педагог обсуждает вместе с воспитанниками высказанные идеи, предлагает свою версию.
Алгоритм проведения исследования :
• обсуждение реального или вымышленного события;
• постановка цели исследования (узнать);
• анализ – соревнование, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;
• работа в подгруппах: сортировка и закрепление небольших иллюстраций на панно «река времени»;
• сопоставление результатов исследования; составление общей таблицы, вывешивание таблицы на стене в группе;
• дополнение таблицы детьми в процессе самостоятельной деятельности.
«Коллекционирование»
Кто из детей не любит собирать камушки, листики, фантики, магнитики, куклы, машинки, открытки и даже то, что взрослые считают мусором! Коллекционирование – одно из древнейших увлечений. Оно представляет собой собирание предметов, не имеющих прямого практического назначения, но способствующих размышлению.
Коллекционированием реальных объектов дети занимаются в ходе режимных моментов и НОД. Собирая коллекцию, они хотят узнать как можно больше о своих экспонатах.
Достоинство коллекционирования как формы исследования – интегрированность т. е. связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Коллекционирование раскрывает у дошкольников творческий потенциал, пробуждает любознательность и познавательную активность. Дети учатся классифицировать предметы, осваивают родовые отношения, расширяют представления о видовом разнообразии в природе и рукотворных предметах.
Алгоритм проведения исследования :
• обсуждение реального или образного события;
• постановка цели коллекционирования (создание коллекции);
• анализ – сравнение, активное обсуждение материала;
• работа в подгруппах: группировка классификация) и закрепление небольших иллюстраций в классификационной таблице;
• вывешивание классификационной таблицы на стене в группе;
дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
«Экспериментирование»
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельность
период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.
Экспериментальная деятельность в детском саду направлена на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности, стремления самостоятельно находить решение проблем.
Но самые интересные эксперименты – это опыты с настоящими предметами и их свойствами: водой, льдом, воздухом и т. д. Они дают понять ребёнку существенные признаки неживой природы, растительного мира и т. д.
Опыты проводятся, как на занятиях, так и в свободной и совместной с воспитателем деятельности.
Правила при выборе темы экспериментальной деятельности:
• тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
• тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
• педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно;
• тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
• тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Примерная структура занятия - экспериментирования
• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации (дошкольникам раннего, младшего и среднего дошкольного возраста помогает воспитатель, в старшем дошкольном возрасте дети справляются самостоятельно);
прогнозирование результата (только старший дошкольный возраст);
• уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
• уточнение плана исследования;
• распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;
• выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования;
проведение эксперимента;
наблюдение и фиксация результатов;
формулировка выводов (детям раннего и младшего дошкольного возраста помогает воспитатель, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети делают это самостоятельно).
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность неуверенность в себе.
Опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Таким образом, исследование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. А мы, взрослые, только даём возможность, создаём условия для познания, находясь рядом с детьми. Используя в работе деятельностный подход, когда дети действуют сами и действует педагог, поддерживая инициативу и самостоятельность, взрослые открывают перед детьми целый мир неизведанного, интересного, загадочного.