Виктория Лахтина
Консультация «Детская гиперактивность. Причины. Рекомендации»
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «гиперактивность» обозначает синдром, присущий конкретному человеку, т. е. несколько симптомов, которые не стоит путать с живостью, активностью, свойственной большинству детей. О том, что ребенок гиперактивен, свидетельствуют следующие признаки:
- постоянное гримасничанье;
- быстрый темп речи, бессвязная речь; ребенок, начав что – то рассказывать, сам себя перебивает;
- движения ребенка порывисты, но неуклюжи;
- ребенок большее количество времени предпочитает находиться в «образе» («сегодня я белочка») и требует обращаться с ним соответственно;
- старается привлечь к себе внимание взрослых и сверстников любыми способами, вплоть до агрессивных;
Публикация «Консультация „Детская гиперактивность, Причины, Рекомендации“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- не может сосредоточиться и долго усидеть на месте;
- чаще, чем другие дети, ломает и разбирает игрушки, рвет книжки, портит вещи;
- не реагирует на просьбы и замечания взрослых, продолжая заниматься своим делом;
- демонстративно ведет себя в людных местах, выкрикивает ругательства, закатывает истерики;
- мало и плохо спит, предпочитает спать в родительской кровати.
Коррекция гиперактивного поведения в ДОУ может осуществляться в трех направлениях:
- снятие чрезмерной двигательной активности путем физических упражнений;
- формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками;
- формирование самоконтроля.
Физические упражнения для коррекции гиперактивного поведения
ЦИРК. Взрослый говорит ребенку: «сегодня ты будешь львом. Ты должен прыгнуть через обруч». Двое детей держат обруч, третий пролезает, изображая льва. Упражнение делают по очереди.
СКАЧУ КАК МЯЧИК. Под музыку дети перепрыгивают через 4 – 5 кеглей, лежащих недалеко друг от друга. Мячи должны быть разной величины.
ПОЛЗУ КАК ЗМЕЯ. Ребенок должен проползти между расставленными кеглями. Упражнение выполняют по очереди.
ПРЫГАЮ КАК КЕНГУРУ. Дети, прижимая к животу надувные мячи, делают несколько прыжков. Тот, у кого падает мяч, берет мяч меньшего размера и прыгает с ним.
ВЕСЕЛЫЕ ЛЯГУШАТА. Дети сидят на подушках и перебрасываются мячом. По сигналу психолога «Ква!» ребенок, у которого окажется мяч, подбрасывает его вверх.
НЕ ОТДАМ МЯЧ. Ребенок несет под мышками два мяча, плотно прижимая к себе. Другой ребенок старается пощекотать его, чтобы он уронил мяч. Упражнение выполняют по очереди. Детям следует постоянно напоминать правила, следить, чтобы они не нанесли вред друг другу.
ШАР ЛОПНУЛ. Надуть воздушные шарики. Ребенок двигается по группе, пролезая под двумя стульями, обходя кегли, доходит до шара протыкает его пластмассовой спицей. Спицу следует дать только тогда, когда ребенок подойдет к шару, и тут же забрать.
СОБЕРУ В КОРЗИНУ. Один ребенок держит корзину, другие кидают в корзину шарики из фольги величиной с грецкий орех. Ребенок должен поворачиваться, чтобы поймать шарики. Упражнение делают по очереди.
ВОДА, ПЕСОК, КАМЕШКИ, ВОДА. Ребенок ставит одну ногу в таз с водой, другую ногу в таз с песком, переступает с ноги на ногу 5 раз. Потом ставит одну ногу в таз с водой, другую в таз с фасолью. Переступает 5 раз. Дети выполняют упражнение по очереди, под музыку.
ЛЕЖАЩИЙ ФУТБОЛ. Дети лежат на ковриках на животе. Двое с одной стороны, двое с другой, руками одновременно толкают два мяча, стараясь их столкнуть
ПЕРЕВЕРТЫШИ. Дети лежат на спине на ковриках. По сигналу «Раз!» одновременно переворачиваются на живот, по сигналу «Два» переворачиваются на спину. Повторить 5 раз.
ЦАПЛИ ИГРАЮТ В ФУТБОЛ. В центре кабинета лежит мяч. Дети стоят в разных углах кабинета в позе цапли: руки в стороны, одна нога согнута в колене. Перед каждым ребенком маленький мяч. По сигналу "«Раз!"»дети выпрямляют ногу и ударяют по своему мячу, стараясь задеть мяч, который лежит в центре кабинета.
Формирование самоконтроля Упражнения по развитию самоконтроля предполагает, что ребенок не должен чего – то делать или должен что – то делать в рамках предложенных инструкций. Упражнения направлены на развитие контроля в поведении, эмоциях.
СМОТРИМ НА ЧАСЫ. Дайте каждому ребенку лист с нарисованным квадратом. Пока пересыпается песок в песочных часах, дети должны заштриховать квадрат.
СЕРЖУСЬ, НО УЛЫБАЮСЬ. Под медленную музыку дети в течении 1 минуты топают ногами и сохраняют улыбку на лице.
А ЗЕЛЕНЫМ НЕ РИСОВАТЬ. На листе бумаги по трафарету нарисовать елку, крокодила, огурец. Предложите детям раскрасить изображения любым цветом, кроме зеленого.
ТИХО, ОЧЕНЬ ТИХО, ЕЩЕ ТИШЕ. Дети сидят на подушках. По сигналу «Тихо!» дети начинают мять листы бумаги. По сигналу «Очень тихо!» – сжимают смятый лист бумаги в кулаке.
БУКВЫ И СЛОВА. На листах А4 написать буквы. Листы разложить, как классики. Один ребенок прыгает, остальные говорят: "Стоп!". Ребенок, остановившись на листе с какой - то буквой, должен назвать 5 слов, которые с этой буквы начинаются.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ? Взрослый читает стихотворение и просит детей ответить: "Почему так делать нельзя?" Сначала стихотворение читается целиком, затем по строчке:
Нельзя царапаться, кусаться. Почему?
Нельзя с братишкой младшим драться. Почему?
Нельзя плеваться и кривляться. Почему?
В грязной луже нельзя купаться. Почему?
Нельзя капризничать и хныкать. Почему7
Нельзя в костер с разбега прыгать. Почему?
Нельзя в людей песком кидаться. Почему?
Нельзя толкаться и брыкаться. Почему?
Формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР. Взрослый предлагает детям разырывать некоторые ситуации от имени кукол. Сам комментирует ситуацию, помогает детям моделировать конструктивные диалоги. Примеры ситуаций:
- куклы подрались из-за машинки;
- одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть, остальные ее уговаривают;
- одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет делиться, остальные просят игрушки;
- одну из кукол все угощают, а она выплевывает и выкидывает еду, остальные уговаривают попробовать;
- одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет, остальные защищаются;
- одна из кукол боится делать прививки;
- одна из кукол идет в магазин и требует все - все - все, остальные должны объяснить, почему так делать нельзя и почему невозможно купить все, что хочется;
- одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что в темноте ничего страшного нет;
- одна из кукол заблудилась в лесу, остальные помогают найти дорогу домой;
- одна из кукол не хочет ходить в детский сад, остальные перечисляют, что в детском саду хорошего, интересного.
Прежде чем разыгрывать любую ситуацию, взрослый распределяет роли и раздает кукол. Объясняет детям, что от них требуется: "Ты будешь зайчонком, который всего боится. Ты будешь лисичкой, которая уговаривает зайчика не бояться, потому что у него быстрые ноги и он может убежать. Если он не может придумать реплику, следует сказать за него и попросить повторить. Надо предоставить всем детям возможность побывать в разных ролях.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Взрослый предлагает детям ситуацию, героями которой они становятся. При необходимости перед тем, как разыгрывать ситуацию, подготавливаются аксессуары.
1. "Представь себе, что ты оказался на необитаемом острове. Что ты будешь делать? Кого позовешь на помощь?" Все дети по очереди представляют себя Робинзоном.
2. "Представь себе, что ты всемогущий волшебник. Давай придумаем тебе наряд. Давайте оденем волшебника. Какие чудеса ты умеешь делать? Расскажи и покажи".
3. "Представь, что ты - доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверюшек? Взрослый может читать сказку К. И. Чуковского "Айболит", а дети показывать.
4. "Представь, что ты очень высокий человек. Покажи, насколько высокий? Как ты думаешь, что у тебя будет получаться, а что нет?" Дети придумывают ответ и отвечают по очереди.
5. "Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь и сделаешь, чтобы лиса тебя не съела? Дети отвечают по очереди.
6. "Представь себе, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи как ты ее поймал? Что ты попросишь у щуки?
Занимаясь с гиперактивными детьми, следует учитывать, что они не усидчивы, часто бросают начатое дело. Задания и упражнения следует чередовать. Обязательно нужно отвлекать внимание гиперактивных детей от чего - то недозволенного, предлагая новый вид деятельности, новую игру. Занятия не должны продолжаться более 25 - 30 минут.
«Активный» – от латинского “activus” – деятельный. «Гипер» - от греческого “Hyper” – над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997,с. 72)
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1 – 2 года, 3 года и 6 – 7 лет. В 1 – 2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6 – 7 лет формируются навыки чтения и письма.
Три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. (Шевченко Ю. С., Заваденко Н. Н.) А американский психолог Виктор Клайн выделил четыре основных блока: сверхактивность, разбросанность (рассеянность, импульсивность, повышенная возбудимость. К гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует появлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия окружающей среды и родительской любви.
К подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имеющих в детстве диагноз синдрома гиперактивности.