Получи документы

Консультация «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь»

Светлана Пантелеева
Консультация «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением и, подражая, копируют. Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – папы, мамы, бабушки, дедушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Когда мы письменно оформляем свою речь, то хотим, чтобы она звучала аргументированно, доходчиво и потому заранее, сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа почти исключена. Ведь разговорная речь должна «литься» свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и сознания, и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется речевая культура и ее дефицит. Здесь можно слышать второпях неправильно употребляемые фразеологические обороты типа: «иметь роль», «играть значение»; не литературную просторечную конструкцию; «грустить за кем-либо или зачем-нибудь», «кто крайний?» и т. д. Часто можно услышать: «Я кушаю». Слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям также обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, т. к. употребляемое слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить : «Я ем». Часто допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить». «Займите мне денег, ручку, тетрадь и т. д.». Нередко педагог, давая поручение детям, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить «велела» значит приказать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, в вежливой форме, а не с приказом.

Публикация «Консультация „Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь“» размещена в разделах

Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести педсовет в октябре месяце». Это не правильно : слово «месяц» лишнее, т. к. словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.

Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того, чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства: интонации, логические паузы, ударения (т. е. выделение наиболее важных ключевых слов, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому.

Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: «Как звучит моя речь, «Может ли моя речь служить образцом для детей?»

Немаловажно, в каком темпе педагог разговаривает с ребятами, т. к. темп один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.

Речь убыстренная (строчит как из пулемета) детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл сказанного. Равномерный, монотонный темп «убаюкивает», снижает внимание. Поэтому лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. Им надо уметь пользоваться, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто не слышит друг друга. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды, это утомляет и детей, и взрослых.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:

• фразовые и логические ударения, паузы;

• регулирует высоту, тембр и силу голоса;

• следит за темпом речи;

• использует определенные позы, мимику, жесты.

Педагог – активный пропагандист и поборник чистоты родного языка. Для бесед с родителями, для проведения родительских собраний предлагаются следующие темы:

«Как и о чем мы разговариваем»;

«Рассказывают дети»;

«Осторожно! Дети вслушиваются».

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Я всегда тебя узнаю, наша школа голубая»Фотозарисовка «Я всегда тебя узнаю, наша школа голубая» Когда я приезжаю в свой родной город, а это бывает не так часто, как хотелось бы, всегда вспоминаю свою школу. Иногда захожу в нее, но в.

Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.

Консультация для родителей «Играем — речь развиваем» Уважаемые родители! Скоро ваш малыш скоро пойдет в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него безболезненно.

Консультация для родителей «Как развивать речь детей» Окружающий мир вдохновят вашего ребенка на новые словесные открытия и разовьют фантазию. Взрослым на прогулках нужно обращать внимание детей.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «В помощь маме. Развиваем речь» В помощь маме. Развиваем речь. Бывает, что родители в развитии ребёнка гонятся за чем-то сложным, очень важным, как им кажется. Но за всей.

Консультация «Как развивается речь у детей с НОДА» Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь»
Опубликовано: 15 июня 2024 в 12:44
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пантелеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД