Светлана Пантелеева
Консультация «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Не стоит доказывать, что речь воспитателя должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением и, подражая, копируют. Вслушайтесь, как говорят ваши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей – папы, мамы, бабушки, дедушки, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Когда мы письменно оформляем свою речь, то хотим, чтобы она звучала аргументированно, доходчиво и потому заранее, сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т. д. В общем, работаем над точным выражением мысли. Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа почти исключена. Ведь разговорная речь должна «литься» свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и сознания, и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется речевая культура и ее дефицит. Здесь можно слышать второпях неправильно употребляемые фразеологические обороты типа: «иметь роль», «играть значение»; не литературную просторечную конструкцию; «грустить за кем-либо или зачем-нибудь», «кто крайний?» и т. д. Часто можно услышать: «Я кушаю». Слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде. Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье». По отношению к детям также обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, т. к. употребляемое слово выражает ласку, внимание. Но о себе всегда нужно говорить : «Я ем». Часто допускается ошибка в употреблении глагола «занять» вместо «одолжить». «Займите мне денег, ручку, тетрадь и т. д.». Нередко педагог, давая поручение детям, говорит: «Пойди, пожалуйста, к Вере Петровне и скажи, что я велела дать книжку». Правильно ли это? Ведь говорить «велела» значит приказать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, в вежливой форме, а не с приказом.
Публикация «Консультация „Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь“» размещена в разделах
Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести педсовет в октябре месяце». Это не правильно : слово «месяц» лишнее, т. к. словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.
Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль. Для того, чтобы слушающий понял говорящего, нужны еще и умения использовать необходимые языковые средства: интонации, логические паузы, ударения (т. е. выделение наиболее важных ключевых слов, выбирать самые точные слова, увязывать фразы для перехода от одного предложения к другому.
Одна из первостепенных задач воспитателя – подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить чаще перед собой вопросы: «Как звучит моя речь?», «Может ли моя речь служить образцом для детей?»
Немаловажно, в каком темпе педагог разговаривает с ребятами, т. к. темп один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.
Речь убыстренная (строчит как из пулемета) детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл сказанного. Равномерный, монотонный темп «убаюкивает», снижает внимание. Поэтому лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. Им надо уметь пользоваться, беречь его от перегрузок. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто не слышит друг друга. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды, это утомляет и детей, и взрослых.
Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:
• фразовые и логические ударения, паузы;
• регулирует высоту, тембр и силу голоса;
• следит за темпом речи;
• использует определенные позы, мимику, жесты.
Педагог – активный пропагандист и поборник чистоты родного языка. Для бесед с родителями, для проведения родительских собраний предлагаются следующие темы:
• «Как и о чем мы разговариваем»;
• «Рассказывают дети»;
• «Осторожно! Дети вслушиваются».