Яшина Екатерина Андреевна
Консультация «Что нужно знать о речевом негативизме»
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка речи ребёнка в наше время не считается редкой проблемой. Многие логопеды и неврологи при этом ставят диагноз «речевой негативизм», предполагающий полный или частичный отказ малыша от разговорной речи, одновременно с демонстрацией плохого поведения
Речевой негативизм
В раннем возрасте происходит ежемесячное развитие детей, за которым пристально следят родители, и радуются их малейшим успехам. Лепет и первые слова – это главные достижения на данном этапе речевого развития. Конечно, родители радуются долгожданным словам малыша и просят их повторить, иногда очень навязчиво, требовательно, и, акцентируя внимание на неправильном произношении, а иногда слишком опекая и отвечая за самого ребёнка, не давая ему возможности высказаться. Именно это и влияет на отказ малыша от разговорной речи.
Публикация «Консультация „Что нужно знать о речевом негативизме“» размещена в разделах
Если взрослые требовательно просят повторить слово, которое малыш произнёс, ребёнок показывает плохое поведение. Он может устроить истерику, убежать, топнуть ногой, замотать головой или закричать. Но так происходит не у всех детей. У малышей, отстающих в речевом развитии или, например, заикающихся, может появиться речевой негативизм из-за боязни перед запинками в речи, либо просто отсутствием знаний. Зачастую, малыш с речевым негативизмом будет удовлетворять все свои потребности сам и не обращаться за помощью ко взрослым. Сам достанет игрушки, сам возьмёт из шкафа нужные вещи, сам включит телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» вполне радует родителей, они гордятся такими «успехами» и не осознают, что за этим стоит несформированность речевых навыков и укрепляется отсутствие речи, а именно речевой негативизм.
Как преодолеть или не допустить этого изначально?
Есть несколько этапов работы над этой проблемой.
- Мотивация, то есть необходимо развивать желание говорить с окружающими его людьми.
- Активный словарь.
- Диалог. Развитие диалоговой речи.
Итак, если ребёнок не говорит, в любом случае начинаем с первого пункта. Все дети любят играть, и этим надо пользоваться. Нельзя говорить и требовать: «Повтори за мной: мама, машина…». Нужно играть вместе с ребёнком, проговаривая свои действия. Создавайте игровое действие, озвученное вами, чтобы это мог сделать и ребёнок. В данной игре, самое главное - установить контакт с малышом, и тогда он сам захочет с вами говорить во время игры, озвучивать свои действия и действия игрушек.
Далее нужно приступать к имитации малышом речи взрослого. Но, не забываем главное правило – игра! Только в игре возможно «разговорить» детей. Итак, допустим взяли конструктор LEGO. Уделите внимание объяснению своих действий ребё нку: «Это кубик. Возьмём ещё один, сделаем башню. Что мы построили?». Дайте малышу время на ответ и продолжите игру, выстраивая сценарий: «А кто будет в этом доме жить?» и так далее. Ребёнок должен сам захотеть сказать вам то, что он видит, о чём думает и что хочет на данный момент.
Чаще хвалите малышей за их маленькие победы, спрашивайте, интересуйтесь тем, что ему интересно и обо всём, что с ним происходило в течение дня. Ставьте ребёнка перед выбором, чтобы не было однозначного ответа «Да» или «Нет». Например, «Что ты будешь есть, кашу или омлет?» или «Возьмём с собой мишку или куклу?». Ребёнок должен принять решение и ответить. Главное, не показывать предметы, выбор должен происходить на слух, иначе он просто вам покажет пальчиком и промолчит. Карточные игры также способствуют активизации словаря малыша и его речи. Чтение книг – ещё один подходящий вариант. Читайте потешки, рифмушки, стихи и загадки, где нет конца или нужно досказать словечко.
Игра с ребенком
Зачастую бывает так, что у родителей нет времени, или кажется, что какие-то элементарные вещи не нужно говорить, ребёнок и так поймёт. В наш век компьютеров и планшетов, многие родители включают детям развивающие мультфильмы и считают, что это будет большой подмогой в развитии. Но это большая ошибка. Это одностороннее развитие, обогащение словаря, бесспорно. Но активизации речи не будет без диалога, без вопросов и ответов, без поощрений и одобрений. Помните, главная задача — избавиться от «молчания» ребёнка, добиться того, чтобы малыш сам захотел говорить, и делал это непринуждённо и с удовольствием! И это большая работа не только ребёнка, но и родителей. Не опекайте его, дайте ему время осознать, что от него хотят, не опережайте ход его мыслей, и со временем он научится и захочет поделиться с вами и с окружающими тем, что у него накопилось. Любите своего ребёнка и стремитесь ему помочь!