Татьяна Загорулько
Консультация «Чистота — залог здоровья»
Каждому известно, что «Чистота – залог здоровья». И это выражение имеет очень актуальное значение в наши дни, когда весь мир борется с короновирусной инфекцией (COVID-19).
Начнём с такого понятия как гигиена. Гигиена – это наука о здоровье, о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияний условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.
Публикация «Консультация „Чистота — залог здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
Защита от болезней требует от человека овладения многими простыми приемами, которые называются личной (персональной) гигиеной. Выработка иммунитета защитит вас от ряда очень серьезных заболеваний, которым вы можете подвергнуться. Но если соблюдать элементарные правила личной гигиены, то можно до максимума снизить риски заражения. И перед педагогом встает задача по обучению этим правилам воспитанников, а иногда и родителей.
Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной гигиены и общественной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете от знания и выполнения детьми не обходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены, насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расчёской, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому работа по формированию у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали пример ребенку и сами всегда их соблюдали.
Для обучения правилам личной гигиены можно использовать различные игры, потешки, стихотворения. Представляю несколько примеров стихотворений и игр.
***
Зеркало любит
Чистые лица.
Зеркало скажет:
– Надо умыться.
Зеркало охнет:
– Где же гребёнка!
Что же она
Не причешет ребенка!
Зеркало даже
Темнеет от страха,
Если в него
Поглядится
Неряха!
(А. Кондратьев)
***
Мы проснулись, потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
Целуй меня мамуля.
***
Кран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!
***
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз купайся!
Грязь, сдавайся!
«Мыльные перчатки»
С помощью этой игры можно научить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. Для этого понадобится мыло и полотенце. Суть игры заключается в том, что взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка белые ручки, взрослый говорит: «Вот какие у нас перчатки – белые!». Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струёй воды, при этом можно произносить любую потешку. Например:
Теплою водою руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
В конце игры взрослый обязательно должен похвалить ребенка и обратить внимание на его чистые руки.
«Умывалочка»
Целю этой игры считается обучение ребенка умыванию. В нее можно играть утром, сразу после пробуждения, после приема пищи, после прогулки и т. д. Понадобиться зеркало и полотенце.
Взрослый подводит ребенка к умывальнику, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, щечки, ротик. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно делать. Можно все сопровождать потешками, например:
Выходи водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку,
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит ребенка вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, обязательно похвалить и обратить внимание на чистое лицо.
«Чистим зубки»
Само название игры говорит о том, что с ее помощью учат детей чистить зубы. Для игры нужно две зубные щетки, два стакана с водой, зеркало.
Взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает внимание на зубы. Объясняет, что если их не чистить, то они будут болеть. Затем дает одну щетку ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом можно произносить потешку:
Чистим зубы дважды в сутки,
Чистим долго : три минутки,
Щеткой чистой не лохматой,
Пастой вкусной, ароматной,
Чистим щеткой вверх и вниз –
Ну, микробы, берегись!
После того, как почистили зубы, взрослый показывает, что их надо полоскать, дает один стакан с водой ребенку, а с другой берет себе.
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы.
«Делаем прическу»
Цель – это научить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз. Для этой игры понадобится расческа, зеркало, наглядная кукла.
Взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа. Какие у нее длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла? Давай и тебе сделаем красивую прическу.» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит его сделать это самому. Дает расческу в руки ребенка, при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху-вниз. В конце расчесывания ребенок должен посмотреть в зеркало, взрослый обращает его внимание на то, что у него такой же расчёсанный аккуратный волос.